Tuesday, January 18, 2022

Very Finnish Science. Preschool Children and Forests. Posthuman Perspective

Финские учёные, конечно, исследуют лес и детство. И заметка будет о том, чему могут научиться дети у леса, если им не мешать.

Современная мировая наука, вслед за основными религиями, поставила человека в качестве пупа Земли. В начале XXI века, спасибо отходу от антропоцентризма, в современной философии появилась возможность воспользоваться взглядом на мир, где снова можно говорить и не только говорить, но и исследовать взаимодействия с Землёй-матушкой, Лесом-батюшкой, Курочкой-рябой, водяными и т.п. И при этом не рисковать быть причисленным к язычникам или эзотерикам. 

Итак статья Анны Владимировой, аспирантки по направлению "Образование" в университете города Оулу: 'Caring In-Between: Events of Engagement of Preschool Children and Forests'. 

Простым понятным языком о выводах из исследований Анны можно прочитать в её интервью - "Давайте рассказывать детям, что лес тоже может думать, может менять нас как людей" на Главном портале ботанических садов России. Процитирую отрывок про финский опыт:

Есть понятие nature school — природные школы, в Финляндии их довольно много — больше тридцати, — и постоянно появляются новые. Это, грубо говоря, домик в лесу, и класс может бронировать день в этом домике с учителем, который там преподаёт, чтобы приезжать и изучать предметы, которые связаны с их школьной программой. В природных школах есть пособия, которые можно потрогать, например, модели планет, и вся учёба проходит в формате приключения. Но особенно эффективно изучать в природной школе растения и животный мир, например, снимать видео о местном болоте, так дети надолго запоминают материал. Природные школы, как правило, входят в общее школьное образование. Они бесплатные, платить нужно только за автобусные расходы. Насколько я знаю, в России такого, к сожалению, нет. Есть различные движения, например, Юннаты, школьные лесничества или экологические школы, но это всё — дополнительное образование. Как я понимаю, это только на добровольных началах, школьники могут на кружок прийти, а могут и не прийти.

Ещё один вариант — это лесные детские сады (для школьников такого пока что нет, по крайней мере в Финляндии). В этих детских садиках дети проводят на природе около трёх или четырёх часов в день, четыре-пять дней в неделю. Это направление больше развито в Германии и Дании. В Финляндии такие группы только начинают появляться...

И на этом чтение моей заметки бросить. Но если, интересно взглянуть какой же именно научный дискурс и методология лежат в основе простых и естественных выводов, ниже я приведу отдельные цитаты уже из научной статьи. 

Из статьи Анны: Figure 1. A heart event. - дети делают снежную крепость, которая случайно получается в форме сердца.

Ключевое понятие, которое переопределялось в статье - понятие "забота". К цитатам я прилагаю свой очень вольный перевод.

Occasionally disrupting the institutional routine for the purpose of a “Wow!” effect might serve as an encompassing act of care—for children’s well-being, teacher’s planning time, pushing the limits of creativity, and eventually a global state of things. Furthermore, by caring for the events, we create more room where children can recognize that their movements are important and have value, not only for pedagogies (Land & Danis, 2016), but for the emergence of life itself.

Забота - это когда ради "Вау!" можно "случайно-внезапно" забить на формальные процессы. И внутри этих "вау!"-событий у детей появляется возможность распознать, что их движения-порывы значимы также не только в педагогическом контексте, но и для свершения самой жизни как таковой.

... we need this conceptual evolution for rethinking the cultural definition of forest. Forest (nature) is not only a place for an aesthetic experience, learning, playing, or calming down (Board of Education of Finland, 2014, 2018) but also a thinking metaorganism that is encounter-able (someone we are still able to encounter) and who is co-caring with us for becoming together. It is a fundamental problem of human-nature dualism that drives humanity into a variety of ecological crises (see e.g., van Dooren, 2020). It amplifies the concern of our illiteracy in living with the world and surviving together rather than in opposition to each other.

Понятие "лес" в нашей культуре важно переосмыслить. Это не только место для эстетического опыта, учения, игры и успокоения.  Это ещё и мыслящий мета-организм, который можно встретить-испытать, и который со-заботится совместно с нами о том, чтобы стать чем-то совместным. И тут видна основополагающая проблема дуализма "человек-природа", который и приводит человечество во все варианты экологических кризисов. Что усиливает обеспокоенность о нашей безграмотности в умении жить совместно с миром и выживать вместе, нежели как противостояние одного другому.

А вот тут ниже - отсылка к Donna Haraway (ожидаю, что когда-нибудь её идея о "making kin' встретится видением и практикой kins domains - "родовых поместий", описанных Владимиром Мегре) - расширить идею "заботы", перенацелив её со "спасания планеты" на то, чтобы учиться тому, как отзываться-отвечать планетарному зову-призыву ЖИТЬ во всём многообразии человеческих и "более-чем-человеческих" форм.  

However, we need to expand the idea of care away from aiming to save the planet and more toward learning how to respond to its call to live in all its human and more-than-human intricate complexity. This reformulation shifts the position of humans from being saviours to being response-able (Haraway, 2016) individuals.

А вот это...! И это всё в научной статье... "ну раз как человек, я не могу просто взять и исследовать мир как сущность, которая "более-чем-человек", то я буду экспериментировать с записями как голос, нууу такой - внешний голос. Пусть эту "более-чем-человек" сущность будут звать - Брита".

I started to experiment with writing as an outside voice. Hence, Brita—a more-than-human character—came into existence as a narrator of these stories. Apparently, it was only through a diffractive writing (Barad, 2007)—an iterative, insightful, abandoned then retrieved process of remaking the written text—that I thought of many ideas for this paper. Through both reading and writing I realized how the relational movement of children with forest, their creativity in the world, can be conceptualized as events of care and theorized further in relation to the context of environmental and outdoor education.

Это фото предложила Брита: "Figure 5. More".

А тут я переводить не буду, оставлю как есть:

By the coemergence of children and forest I understand their dynamic coevolvement that corresponds with apoststructural idea of being as becoming (Deleuze, 1994; Rae, 2014), where being is a process of multiple becomings that constitute the world’s continuous process of forming and organizing self.

И это всё не только теоретические изыскания. А, в том числе, на материале из финского детского сада (который, скорее всего, государственный).

Я же внутри этого "метода" оказывался выходя из лесов на реку и на Ладогу. Когда этот процесс of being-with-the-river и inter-acting with non-humans порождал ощущения и мысли, которые без этого совместного опыта я бы не получил, то у меня были серьёзные вопросы о том, какими словами и, главное, с кем мне об этом поговорить. Сразу к психиатру или сначала к эзотерикам, а потом к психиатру? Еще, правда, была надежда на этнологов и антропологов ... 

А благодаря финским учёным (другим см. [1],[2]) я узнал, что, спасибо, Haraway и Barad это уже лет 15-20 как нормальное научное поле... И в образовательном поле, точнее, в экопоселении вот это вот "Wow!" и outdoor experience with nature inter-being я применял к со-исследованию информатики-физики-иняза с поселенческими школьниками. Благодаря Анне я теперь понимаю, на какие исследования и статьи ссылаться.


1. Towards collective ways of knowing in the Anthropocene: Walking-with multiple others by Tarja Salmela et al. 2019

2. THE CONFERENCE REIMAGINED: Postcards, Letters, and Camping Together in Undressed Places by Soile Veijola et al. 2019

No comments: