Thursday, February 15, 2018

Happiness to Bring Back

Спокойные дети
За три года своей жизни в семьях, которые обосновались в сельской местности, я обнаружил, что дети в этих семьях в большинстве случаев спокойнее, чем дети растущие в городе (речь о Петербурге и даже про очень тихих и уравновешенных городских родителей). Кроме спокойствия есть и ещё что-то, что я пока не могу ухватить и сформулировать. Это наблюдение можно списать на недостаточность статистики или на то, что на природе кто угодно ведёт себя спокойнее - ритм медленнее, внешних ускорителей-раздражителей меньше и т.п. Однако ощущения, что причин детского спокойствия больше, подтвердились, когда я добрался домашних библиотек в нескольких поселенческих семьях. 

Вот несколько фрагментов, которые "склеивают" мои наблюдения в общую картину. На выведение теории или даже гипотезы я не претендую - выборка семей у меня специфическая (отягощены высшим образованием и/или другими формами попыток осмысленной жизни), так что это всё скорее из разряда case studies.

Из первобытности. Труд - не труд, отдых - не отдых
Основу для "фрагментов" я нашел в книге Жан Ледлофф (Jean Liedloff) 'The Continuum Concept'. Оригинал вышел в 1975 году, а на русский её перевели в 2014-м озаглавив "Как вырастить ребёнка счастливым", что оригинальной идее книги не вполне соответствует. На протяжении нескольких лет автор жила в племени индейцев Икуана (Ye'kuana) на территории Венесуэлы. Ледлофф описывает в частности, что в этом обществе нет понятий "работа" и "отдых". Есть обозначения только для конкретных видов деятельности. Для людей икуана нет скучных и тяжёлых видов деятельности - к любой трудной или нудной работе в понимании цивилизованного человека они относятся как к игре, как к чему-то интересному. А если какой-то труд начинает надоедать, то они перестают им заниматься на некоторое время.

Количество внимания и уважения
С одной стороны, икуана гораздо меньше, чем в современном обществе выделяют времени и внимания своим детям. С другой - с гораздо большим уважением относятся к их собственной воле и потребностям, удовлетворяя просьбы детей и не навязывая своё мнение и представления о том, как ребёнку должно быть.

Фото сделано Dichenedu Ye'kwana.
Раннее обучение через наблюдение
Ещё один фактор - до того как дети икуана начинают ходить самостоятельно, они постоянно находятся "верхом на взрослых". Первые месяцы на руках матери, позднее это могут быть спины других родственников, старших братьев и сестёр. Взрослые занимаются своими делами специально не отвлекаясь на детей, а дети получают чувство безопасности и спокойствия от телесного контакта и содержательное "кино" о том, чем живут старшие. Их позиция наблюдателя - примерно на уровне глаз взрослого - то есть картины наиболее содержательные. Дети заняты наблюдением того, как устроена жизнь семьи и соседей - то есть  учатся. От взрослых требуется только позиция "переносчика".

Поселенцы, знакомые с исследованием Ледлофф, сознательно и "на автопилоте" воспроизводят подобное икуана-поведение в контексте своих условий. Особенно популярны слинги и тому подобные "переноски" для детей.
О критическом взгляде: я пробовал найти актуальную информацию о племени. Видно, что они по прежнему существуют. Но внятных материалов я не нашёл - поиском и обработкой материала нужно пару дней заниматься. Автор фото - выходец из племени. Теперь он водит туристов в свои родные края. А тут можно послушать их музыку.

О важности процесса рождения и днях перед родами и после них
Современная психология дошла до утверждения, что то как именно (насколько трудно и болезненно) человек рождается, сильно влияет на всю его последующую жизнь. Физические и эмоциональные переживания полученные в этот период отпечатываются в теле и психике. Станислав Гроф на основе своей психотерапевтической практики ввёл в обиход модель (правда, весьма спорную) о состояниях психики до и во время рождения: базовые перинатальные матрицы (БПМ).

Сторонники естественных родов своей практикой подтверждают, что технологизированные и медикаментозные подходы применяемые в родильных домах, как правило, выстроены так, чтобы было удобно и безопасно сотрудникам учреждения, а не матери и ребёнку. На мировом уровне вопрос о возвращении главенства в процессе родов матери поднял Мишель Оден, хирург, постепенно переквалифицировавшийся в акушера. Его книга «Возрожденные роды» впервые вышла в 1984 году во Франции.

А в 2002 году он опубликовал «Фермер и акушер» (The Farmer and The Obstetrician) - исторический экскурс о том, как индустриальный подход к сельскому хозяйству и родам привели к пагубным для земли и человечества последствиям. Думаю, что как только появится русскоязычное издание, в ряду российских переселенцев прибавится ещё некоторое количество семей.

В России традиция естественных родов (а в период СССР "негосударственных") связана с именем Игоря Чарковского. Чарковский также известен как основоположник водных родов. Истории связанные с его деятельностью я читал в самиздатовских сборниках Аква-1 и Аква-2. В частности, есть рассказы о родах с дельфинами. Интернет о Чарковском "отзывается"  неоднозначно, поэтому буду благодарен за наводки на тех, кто имел с ним совместный опыт.

Длительное грудное вскармливание и минимум подгузников
Женщинам в поселениях нет нужды ходить-ездить на работу. Дети постоянно рядом с родителями. Поэтому вопрос о том, что кормление грудью может быть в каких-то ситуациях неудобно, не стоит в принципе.

В поселении, расположенном в теплом климате, я обнаружил, что родители умеют обходится без подгузников. Теперь чтобы научиться этому забытому навыку тоже нужна книга. В домашней библиотеке поселенцев я обнаружил "Жизнь без подгузников!" Ингрид Бауэр. В России книга вышла в 2009.

Итого 
Спокойствие и самодостаточность детей переселенцев складывается не только и не столько от:

1. природного окружения (среда спокойная, а энергию детского роста расходовать обычно проще чем в квартирно-городских условиях),
а даже в большей степени, от:
2. отсутствия стрессов в первые годы жизни (домашние роды, постоянный  физический и эмоциональный контакт с матерью, длительный период грудного вскармливания и "жизнь без подгузников").
3. И, думаю, влияет уровень самосознания родителей в отношениях с ребёнком после трёх лет, когда ему предоставляется больше возможностей быть собой, а не следовать ожиданиям взрослых (по этой части на полках переселенцев обычно есть "Общаться с ребёнком. Как?") Юлии Борисовны Гиппенрейтер.
4. И само собой спокойствие и самодостаточность родителей вносит, возможно, решающий вклад в соответствующее состояние детей.
Да что там детей - такое и с приёмными взрослыми козами случается - буйная коза, взятая у местных, спустя пару месяцев жизни в хозяйстве у спокойных переселенцев становится покладистой и "вообще адекватной"). О таком внутреннем равновесии, и о том как оно проявляется на его детей пишет Сергей Перминов (поселение "Чистое небо").

Комментарии
  • Конечно, и в сельской местности есть семьи скорее с "городским укладом" (например, сидящие долго в доме за компьютером) и наоборот семьи, живущие в городе, но которые смогли так организовать свой быт, что по многим признакам, они скорее "переселенцы" чем "горожане". Поэтому я, скорее, говорю про набор жизненных практик, чем фактическое место обитания.
  • Переселенцы, с которыми я в основном общаюсь, живут включено в общемировой контекст. Их формат - это такая "обратная дача", где пребывание в городе и/или путешествия (включая Европу и Азию) - это 1-3 месяца в году, а остальное время на земле. И детей к бабушкам отправляют не в деревню, а наоборот - в город. Это люди в ладу с собой и с обществом. См. например, тексты Анны Фениной-Жуковой (поселение "Благодарное") про "дружбу с системой" и про путешествия.

No comments: