Сейчас успешный коворкинг в России не может быть самостоятельной организационной и бизнес единицей. Мой опыт с HomeWork и выездными коворкингами, а также наблюдение за Зоной действия показывают, что коворинг с хорошей атмосферой и комфортной аудиторией либо выходит в ноль, либо немного убыточен. Высоки организационные издержки.
Коворкинг как элемент экосистемы
Тем не менее, я считаю, что организовать коворкинг, в который хочется приходить каждый день возможно. Для этого нужно рассматривать коворинг не как место само по себе, а как “фичу” какого-то бОльшего пространства, какой-то существующей организации. Для такой организации коворкинг - это естественный компонент её экосистемы. Компонент, решающий ряд задач организации при невысоких затратах или низкой рентабельности.
Такими организациями могут быть:
Пока рассмотрим только первые два типа организаций.
Для бизнеса
Для компаний содержание собственного коворкинга эта материализация площадки для открытых инноваций. Дополнительные квадратные метры и управление ими обходится недорого. Компания, сдавая эти метры по себестоимости фриналсерам и стартапам, в которых она заинтересована, а также партнерам из числа малого бизнеса, обеспечивает себе:
Критерий отбора - интерес компании и соответствие её культуре.
Для университетов
Это огромные возможности оживить, обновить атмосферу и инфраструктуру и улучшить связи с бизнесом. Коворкинг позволяет привлечь профессионалов, которые “между делом” могут читать лекции и курировать студенческие исследования. На 200% будет работать неформальное общение коворкеров со студентами и сотрудниками вузов - это и профориентация для студентов и понимание как общаться с бизнесом для преподавателей и администрации. Постепенно коворкеры научаться для своих мероприятий применять и другие вузовские помещения (особенно во внеучебное время). Такое взаимопроникновение пойдет на пользу университетским кафе и столовым, спортивным и конференц залам.
Граница между организацией и коворкингом
Я работаю и с вузами, и с компаниями. И знаю масштабы бюрократии и консерватизма, а также опасения за корпоративные секреты, но я вижу и динамику. А динамика положительная. Всегда есть организации с которыми можно делать пилотные запуски.
Между компанией, университетом и внешним миром есть очень четкие границы. Но это как раз не плохо, а хорошо. Количество коворкеров ограничено. “Тематический” коворкинг, скорее всего, не может и не должен быть большим. Он может вмещать в себя от 7-8 до 25 человек. Поэтому управлять таким потоком новых людей и заявок не сложно. Каждый коворкер на счету.
Фаблабы и коворкинги
Фаблаб - место, доступ к которому по определению открыт для интересующихся технологией и творчеством. Периодически слышу скепсис, о том, что еще не известно, насколько оборудование которое там есть, действительно позволяет делать востребованные вещи. Но дело, не в оборудовании, а в системе правил, которые формируют сообщество вокруг фаблаба. Фаблаб, это в перую очередь место притяжения (аттрактор). Сообщение, которое оно несет в себе, привлекает правильных людей.
В Петербургских вузах над запуском фаблабов идет работа в СПбГПУ (Политех) и НИУ ИТМО. В ИТМО уже есть положительный опыт по созданию открытых площадок (инкубатор QD и HackSpace). В Политехе мне подобные площадки не известны, и тем интереснее процесс создания фаблаба у них.
Почему я тут пишу о фаблабах? Потому, что работа над такой площадкой в вузе позволяет создать процессы, необходимые для работы на грани “организация-внешний мир”.
Требования к коворкинговой площадке на базе компании или вуза
организационные
технические
Коворкинг как элемент экосистемы
Тем не менее, я считаю, что организовать коворкинг, в который хочется приходить каждый день возможно. Для этого нужно рассматривать коворинг не как место само по себе, а как “фичу” какого-то бОльшего пространства, какой-то существующей организации. Для такой организации коворкинг - это естественный компонент её экосистемы. Компонент, решающий ряд задач организации при невысоких затратах или низкой рентабельности.
Такими организациями могут быть:
- средние и крупные корпорации
- университеты
- общественно-платные пространства (кафе, отели, пансионаты, фитнесс-центры)
- органы государственной власти
Пока рассмотрим только первые два типа организаций.
Для бизнеса
Для компаний содержание собственного коворкинга эта материализация площадки для открытых инноваций. Дополнительные квадратные метры и управление ими обходится недорого. Компания, сдавая эти метры по себестоимости фриналсерам и стартапам, в которых она заинтересована, а также партнерам из числа малого бизнеса, обеспечивает себе:
- привлечение новых сотрудников (конвертировать независимого фрилансера проще, если он уже привык к компании и не боится офиса)
- свежие идеи и экспертиза (настоящая собственная площадка открытых иннноваций за соседней дверью)
- лучший контакт с клиентами и партнерами (с ними проще пить кофе и обедать)
Критерий отбора - интерес компании и соответствие её культуре.
Для университетов
Это огромные возможности оживить, обновить атмосферу и инфраструктуру и улучшить связи с бизнесом. Коворкинг позволяет привлечь профессионалов, которые “между делом” могут читать лекции и курировать студенческие исследования. На 200% будет работать неформальное общение коворкеров со студентами и сотрудниками вузов - это и профориентация для студентов и понимание как общаться с бизнесом для преподавателей и администрации. Постепенно коворкеры научаться для своих мероприятий применять и другие вузовские помещения (особенно во внеучебное время). Такое взаимопроникновение пойдет на пользу университетским кафе и столовым, спортивным и конференц залам.
Граница между организацией и коворкингом
Я работаю и с вузами, и с компаниями. И знаю масштабы бюрократии и консерватизма, а также опасения за корпоративные секреты, но я вижу и динамику. А динамика положительная. Всегда есть организации с которыми можно делать пилотные запуски.
Между компанией, университетом и внешним миром есть очень четкие границы. Но это как раз не плохо, а хорошо. Количество коворкеров ограничено. “Тематический” коворкинг, скорее всего, не может и не должен быть большим. Он может вмещать в себя от 7-8 до 25 человек. Поэтому управлять таким потоком новых людей и заявок не сложно. Каждый коворкер на счету.
Фаблабы и коворкинги
Фаблаб - место, доступ к которому по определению открыт для интересующихся технологией и творчеством. Периодически слышу скепсис, о том, что еще не известно, насколько оборудование которое там есть, действительно позволяет делать востребованные вещи. Но дело, не в оборудовании, а в системе правил, которые формируют сообщество вокруг фаблаба. Фаблаб, это в перую очередь место притяжения (аттрактор). Сообщение, которое оно несет в себе, привлекает правильных людей.
В Петербургских вузах над запуском фаблабов идет работа в СПбГПУ (Политех) и НИУ ИТМО. В ИТМО уже есть положительный опыт по созданию открытых площадок (инкубатор QD и HackSpace). В Политехе мне подобные площадки не известны, и тем интереснее процесс создания фаблаба у них.
Почему я тут пишу о фаблабах? Потому, что работа над такой площадкой в вузе позволяет создать процессы, необходимые для работы на грани “организация-внешний мир”.
Требования к коворкинговой площадке на базе компании или вуза
организационные
- интерес к площадке первого лица организации (и понимание её ценности)
- заинтересованный куратор площадки - представитель организации или сообщества
технические
- общая площадь от 60 кв. м.
- тихое рабочее пространство со столами
- пара переговорных комнат
- кухня
- рядом с метро
2 comments:
Взгляд со стороны: все шикарно, копать дальше, только слово "коворкинг" вышибло молзг даже из меня. Надо что-то типа "сотрудничество" найти в русском - ну или уж "колаборацию" на худой конец. Коворкинг очень режет ухо. Просто на лапшу :)
А варианты с привлечением иностранного капиталла не работают? гранды, тендеры, итэпэ? Или и у нас ежо хватает инвесторов, которые ЗА?
Олег, спасибо за замечания. По их мотивам добавил ссылок в первые два предложения - в них как раз уже есть ответы.
Post a Comment