Friday, January 20, 2012

Social Academic Responsbilty. Sergey Kapitsa, Sergey Guriev and Yury Lifshits


В России в обиход входит понятие социальная ответственность бизнеса или КСО (Corporate Social Responsibility). Практика КСО дается не легко и с перегибами на местах (вроде отправки программистов в выходной день красить двери в детском доме). Избежать таких перекосов помогает, например, центр корпоративной социальной ответственности ПрайсвотерхаусКуперс в ВШМ СПбГУ, созданный Юрием Благовым.

Для себя я определяю КСО как
эффективное применение экспертизы и ресурсов компании для улучшения окружающего мира, там где не дотягивается государство и третий сектор (или совместная с ними работа) без получения при этом прямой прибыли.
Менее очевидно, что подобная ответственность перед обществом есть не только у корпораций, но и вообще у любых институтов (это необходимо для их конкурентоспособности в долгосрочной перспективе). В частности и научно-образовательных. Т.е. место этой ответственности там, где не дотягивается бизнес и государство, в частности, например, СМИ (каким бы оно ни было). Т.е. важно рассказывать (без зарабатывания прямой “научной кармы”) об исследованиях и объяснять их значение широкой аудитории, как это уже много лет делает Сергей Капица.

фото из Esquire.ru

Сейчас таких людей, вернее таких ролей, необходимо существенно больше. В пределе, деятельность если не отдельной кафедры или лаборатории, то как минимум факультета представлена и на международных научных конференциях и в школьных кружках, на Теориях&Практиках и в соцсетях (в strf.ru начинали заниматься рейтингом научных блогов, но бросили), в художественной галерее (да-да!) и в газете “Метро”.

Сейчас в качестве примеров проявления социальной ответственности науки я могу привести деятельность еще двух человек. Это - Сергей Гуриев, ректор РЭШ. Его статьи и статьи его коллег регулярно появляются в деловой прессе (Ведомости, Forbes). И Юрий Лифшиц - в качестве лаборатории для своих своих исследований он выбрал культурное пространство Петербурга, а вместо научных публикаций - Интернет и журналы о городе.

У Юры сегодня день рождения, с чем я его и поздравляю. И присоединяюсь к словам Эльнары Петровой из NextMedia.

4 comments:

oprot said...

Замечательно - наконец-то нашлась правильная "крыша" которая может служить стартплощадкой для всех тех проектов будущего, о которых задумывалось в ad-hoc education!

А про публичные лекции - оно ведь и прибыль опосредованную может приносить в виде репутационно-информационного канала.

Sergey Dmitriev said...

Олег, про "крышу" вообще не понял.

И в этом посте я как не про лекции писал))

oprot said...

К сожалению я опять выложил последние 2 минуты из предыдущих своих 10 минут размышлений - в результате получилось нечто нераскодируемое.

Что я имел в виду:
Одна из проблемм с ad-hoc edu была связана с тем, что при обращении с предложениями к большим игрокам сегодняшнего рынка - они не очень понимают как это соотносится с их текущими схемами взаимоотношений с миром. И они думают "о, мы и так уже столько всего делаем, и благотворительность, и связь с образованием - нету смысла связываться с чем-то еще, таким маленьким и непонятным". А теперь когда ты сказал о social responsibility - я понял что это как раз то что нужно. Это тот самый "лэйбл" который можно наклеить на идею участия в ad-hoc edu и это будет самое близкое совпадение. В моем понимании - это может быть как волшебный ключик, который открывает многие двери.

А про лекции ты упомянул о том, что ученые дают публичные лекции (в контексте того что люди делают это в рамках social responsibility) - и я сказал что эти то лекции как раз несут в себе ядро рекламы - через хорошую репутацию и долгосрочное инвестирование в собственную известность и популяризацию своей деятельности.

Sergey Dmitriev said...

да, теперь понятно. GameChangers позиционируются в этом контексте.

--
на самом деле не всем нужно заниматься такой активностью, важно чтобы в конкретной организации были те, кто уменьшает расстояние между исследованиями и их применением в обществе.