Saturday, June 12, 2010

Enterprise and Starups. Riding with Whales

Вот уже года два как рассказываю студентам, что делать стартапы для людей (как конечных потребителей) и про интернеты - это не плохо, но гораздо более толковая цель - enterprise рынок. На него в России начинающие технологические предприниматели редко смотрят.

О том, чем этот рынок хорош для стартапов, недавно написал Антон Антич, глава представительства VMware в России и СНГ (я целиком и полностью "+1" к его соображениям).
Антон указывает на два плюса, это (цитирую):

  • Его обходят стороной hype-makers, а значит там гораздо меньше конкуренция, в том числе и со стороны исповедующих модель “будем работать себе в убыток, пока не кончатся деньги инвесторов, а там посмотрим”
  • У крупных компаний есть деньги. Много денег. Которые они готовы отдать за продукты, решающие их реальные проблемы. Может сложиться мнение, что рынок там давно поделен такими же крупными корпорациями и все проблемы так или иначе решаются, но это далеко не так – многие существующие продукты неудобны, дороги и имеют множество “дыр”, которые вполне может успешно закрывать стартап.

Я всегда еще упоминаю, что даже, если проект не получится, то знания, опыт и контакты участников бизнес-команды и разработчиков на "выходе из приключения" окажутся в среднем более продвинуты и востребованы, чем при участии в массовом "socio-internet-hype", когда все что требовалось, это "прочтение книжки по Ruby-on-Rails и изучение API Твиттера". Т.е личная капитализация каждого члена команды неудавшегося enterprise-стартапа будет значительнее, чем у строителей очередной соц. сети, что уже снижает индивидуальные риски.

Шаги которые, Антон рекомендует для того, чтобы успешно заглянуть в мир больших корпораций, не остались без комментария Сергея Орлика (Architect Evangelist в российском Microsoft). Сергей описывает почему планка входа выше, чем может показаться - и технологии сложнее и понимать механику работы корпоративного рынка нужно. Посему он расширяет призыв Антона и до инвесторов, бизнес-ангелов, бизнес-инкубаторов и т.п. (Ингрия, QD, HSE Inc, привет!), цитирую:

"т.к. идей у технических специалистов много, а своих инвест-ресурсов – мало, вопрос в том, чтобы именно те самые инвесторы, бизнес-ангелы и т.п. начали расширять свой штат профессионалами не только в управлении, продажах, маркетинге, и инвест-анализе, но и в технологическо-консультационной области. Только это поможет развитию сегмента “корпоративных стартапов”. И, значит, это призыв не только (а на нынешнем этапе может и не столько) к тем, кто задумывается о стартапах, но и к тем, кто их поддерживает...".

Вообще традиционный путь "корпоративного стартапа" - это жили-были в большой компании два-три инженера (продакт-менеджера, или даже пара вице-президентов), увидели они "дыру" в существующих решениях или еще не занятую специфическую нишу (вроде, той в которой Veeam работает), и давай новую компанию делать с собственным видением, блекджеком и т.п. Но это история не вполне про Россию пока. "Дыры" тут видны хуже, VP и директоров не так много (да и получаются у них опять бизнесы для местного рынка про мобильные приложения для соц сетей).

Потенциал, как мне кажется, может быть где-то на стыке внутренних и открытых корпоративных инноваций с внешними командами (будь то студенты или специалисты со стажем, экс-сотрудники и т. п.). Т.е. инициативы (программы) по внутренним инновациям (конкурсы, семинары, что еще?) можно пробовать интегрировать с обще-российскими и глобальными конкурсами, конференциями (от Imagine Cup до БИТ, от I-Prize Global Innovation Contest до программ от тех же Ингрии, инкубатора ГУ-ВШЭ и QD ИТМО). Но это в теории, на практике, чтобы реализовать такое взаимодейстие нужны и время (терпение), и сильная административная воля (с обоих сторон процесса).

2 comments:

Kirill Bolgarov said...

А мы с огромным удовольствием на них смотрим! Только на глаза они не попадаются. Надо заново чаепития делать про enterprise 2.0. Поможешь?

Sergey Dmitriev said...

Кирилл, прежде чем замахиваться на enterprise 2.0, может сначала разобраться с тем, как и чем живут современные предприятия, вот которые у нас в городе работают? Там не "2.0", а местами "O_o". Хотя и двунуль в России бывает, см. сервис от екатеринбургского СКБ-Контур http://www.kontur-pf.ru/

По поводу не попадаются. Недавно, в паре коридоров от вас в Ингрии выступал Владимир Быков, глава представительства IBM в Северо-Западном регионе. И как раз рассказывал какие, по его мнению, можно делать компании, клиентами которых будут местные предприятия. Речь шла в основном о предоставлении услуг.

Еще есть ниша - сделать мальникий кусочек софта, который нужен крупным вендорам, а самим им делать не с руки. В Йошкар-Оле есть компания, котрая успешно продает конвертор ppt->flash, а компания из Петербурга продает flash-модуль для отрисовки финансовых графиков.