Образование, медицина, путешествия и село.
Прочитал сборник
текстов Л. Н. Толстого под общим названием «Воспитание в свободе». Оказывается,
за пределами России Толстой известен более, не как писатель, а как философ и
педагог-практик (он создал школу для крестьянских детей в своём имени «Ясная
поляна»). В сборнике есть его теоретические работы и письма об образовании, воспитании
и педагогике, есть прикладные заметки об устройстве «яснополянской» школы.
Впечатление
такое, что подход к созданию школьной среды (именно среды, не системы) у Льва Николаевича и в начале XXI века можно считать прогрессивным. Нахожу в его практике те же приемы и ценности, которые у нас получились в GameChangers и затем - в моих занятиях со школьниками.
А цитату, которую
хочется привести тут:
Педагогика есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей, вроде того есть наша медицина – как, живя противно законам природы, все-таки быть здоровым.
Познакомившись
основательно с системой здравоохранения я также увидел общее в ней с системой образования – в обоих случаях мы пытаемся делегировать свои
ответственность и труд системам вместо того, чтобы самостоятельно уделять
необходимое внимание здоровью и всестороннему развитию. Интересно, что
«самообразование» обычно воспринимается без негативных ассоциаций, а «самолечение»
- это что-то уже потенциально опасное.
Еще одна
связь, о которой хочется тут вспомнить – образование и путешествие.
Сейчас есть
ощущение, что порядка 80% времени, внимания и денег потраченные на приём
специалистов, лекарства и процедуры с большей пользой для здоровья и
саморазвития можно было бы вложить в путешествия. Причем, такие путешествия, которые, как и
собственную образовательную траекторию планируешь, разрабатываешь и реализуешь
самостоятельно или в компании с близкими людьми.
Эту аналогию я
заметил в 2012 году. О чем есть вот такой рассказ:
Подробнее про это выступление писал тут. Мысли в том, числе про "образование как авто-стоп". И вот спустя пять лет, я и сам попробовал международное странствие в этом формате: пару недель назад вернулся из поездки по Латвии. Там я исследовал горожан переехавших в сельскую местность.
Опять про Толстого. В России, вероятно, он один из первых "горожан", проникшись форматом простой жизни ушел из городов в село. Формат-подход-идеологию такого перехода Лев Николаевич назвал "опрощение". Хотя, если быть точным и верить Википедии, то первоначально слово было создано И. С. Тургеневым.
Возвращаясь к образованию. Теперь в селе. Среди горожан в поселениях и деревнях один из основных вопросов сейчас как раз о том, как обустраивать школьное образование для своих детей - создавать свои школы, адаптироваться к местным сельским, оставаться на домашнем обучении.
Действий и разговоров множество, есть успешные опыты создания своих школ (например, в поселении "Ковчег" или наоборот опыт школы, которая лежит в основе поселения - деревни "Китеж" и "Орион").
Из теоретических текстов, готов сослаться на путешественника, переселенца (эко-поселение "Чачжаевка") и писателя - Александра Иванова (на фото). Полностью его текст есть тут, цитирую финальные фрагменты, которые, по моим наблюдениям, отражают мнения и опыт и других встреченных мной переселенцев (фото из той же записи):
Из теоретических текстов, готов сослаться на путешественника, переселенца (эко-поселение "Чачжаевка") и писателя - Александра Иванова (на фото). Полностью его текст есть тут, цитирую финальные фрагменты, которые, по моим наблюдениям, отражают мнения и опыт и других встреченных мной переселенцев (фото из той же записи):
"Считаю, что наша задача создать условия для своих детей такие, чтобы они:1. Были счастливы. В это слово я включаю прежде всего: делать то, что ты хочешь делать. Быть в гармонии с самим собой и людьми вокруг.
2. Имели выбор. И это тоже часть счастья. Причем выбор — это когда у нас есть не менее трех вариантов. Когда у нас один вариант — это болезнь. Когда два — то мы робот. А вот здоровье, творчество и свобода начинается с трех. Тут мне бы хотелось сказать, что хорошо, если дети имеют возможность посмотреть — перенять разные модели мироустройства, то есть хорошо, если дети воспитываются сообществом, или более просто: чем с большим количеством разных людей может ребенок пообщаться, тем большее количество выборов у него есть. Может быть мы поэтому и путешествуем с детьми".
No comments:
Post a Comment