Игрушки для детей и животных. Экономика педагогики.
После бытия
инженером, менеджером, предпринимателем, журналистом и исследователем-аналитиком
я стал волонтером (простая работа за кров и еду) и «домашним учителем» (обычно
это то, то называется «репетитор», но я стараюсь именно репетитором не быть).
Уже два года, как четырехзвездочные отели, самолеты и купе поездов сменились на
общие с кем-либо комнаты в семьях в сельской местности и перемещение
автостопом. Этот опыт оказывается ярче и богаче чем все предыдущие (что,
конечно, субъективно).
Фото из альбома Антона Садикова. Тропинка к причалу в поселении "Чистое Небо" |
Я жил и трудился
в семьях с разным количеством детей и возрастов (от 1,5 года до 12, в том числе
приемных). Одно из главных открытий, это то, что я теперь не понимаю, зачем
детям игрушки? Примерно так же, как зачем в магазине покупать специальные
игрушки для животных кошкам и собакам. Тут что-то не так.
Основной детский запрос, который я постоянно вижу –
это внимание родителя (или даже просто более старшего по возрасту) и доступ к
реальному, не игрушечному миру. У 6-ти летнего мальчика есть уйма LEGO, доступ
к компьютерным играм, но увлеченность его делом варки настоящего супа и рубки
настоящего дерева настоящим топором безгранична – и он добивается результатов.
Суп сварен и съедобен, огромное дерево свалено самостоятельно. Правда,
увлеченность в таких настоящих делах появляется тогда, когда есть хоть немного
настоящего, искреннего внимания и интереса взрослого – именно они и запускают
процесс в ребёнке. А если процесс запущен, то дальше ребенок самодостаточен. И
важно, не забыть потом уделить внимание достигнутым результатам (и, хмм, помыть
посуду).
Как-то мне нужно было почистить лодку и выгулять детей
(2, 4 и 6 лет). Оказалось, что самое интересное для них занятие – это именно
мыть лодку. Щёток не хватило, а детское усердие не знало границ.
Фото из альбома Антона Садикова. Причал в поселении "Чистое Небо" |
В этих наблюдениях нет ничего нового, они все имени
«Тома Сойера с его покраской забора». Но вот вопрос:
«Зачем выделять время на то, чтобы заработать на игрушки ребенку вместо того, чтобы именно это самое время отдать ребенку напрямую?»
так и висит в голове.
Туда же идет вопрос:
«Зачем зарабатывать деньги, чтобы возить ребенка на занятия, скажем, по рисованию, музыке или танцам, когда это же своё время можно снова напрямую вложить в ребенка?»
– Там специалисты, инструменты, другие дети и т.п. А
нужны ли эти специалисты и всё остальное? Что в долгосрочной перспективе
окажется более полезным и развивающим? Общение с родителями, которые сами
развиваются вместе с ребенком, занимаясь с ним его интересами, или общение со
специалистами, пока родители зарабатывают, чтобы оплатить услуги этих
специалистов и соответствующих организаций? Нет ли в этом ухода (ну или скажем,
делегирования…) ответственности и попытки откупиться от личного общения с
ребёнком?
Да, разнообразие опыта важно. Но если я как родитель
развиваюсь, и, скажем, музыка есть в сфере моих интересов, то даже, если я сам
не умею и не хочу заниматься музыкой, а люблю её только слушать, а ребёнку
музыка интересна уже в исполнительском плане, то наверняка среди друзей семьи
или хороших соседей найдутся музыканты. И просто периодическое «бывание» у них
в гостях и неформальные уроки дадут, не меньше пользы, чем формальные кружки,
группы и школы.
Да, я был фанатом LEGO и не только программировал на
компьютере, но и играл в компьютерные игры. Но также как играть перестает быть
интересным, когда сам программируешь, точно также интерес к конструктору мог бы
быстро уйти, была бы у меня возможность заниматься (пусть хоть немного
соучаствуя) проектированием настоящих домов и ландшафтов и их воплощением.
Ценность в соучастии в чем-то настоящем. Вам были
интересны «специальные детские книги»? Мне – нет (если, конечно, они не такого
уровня, что и взрослому они интересны, у LEGO, к слову, и среди взрослых
хватает почитателей). Да, есть «порог входа» во что-то сложное, но как раз для
этого и есть родитель, чтобы помочь справиться с этим.
Да, с какого-то уровня можно говорить об уровне
мастерства или глубины знаний, когда родители уже «не тянут», но это же уже
история, когда ребенок сам может принимать решения (и задумываться о добывании
необходимых ресурсов) какую «взрослую игрушку» приобрести (микроскоп,
шуруповёрт или гитару) и с какими профессионалами совершенствоваться.
--
Про покупки «специального детского» и о том, кому на
самом деле оно надо – ребенку или взрослому тема раскрыта с точки зрения матери
(и весьма радикально) вот тут. В этом тексте в явной форме виден вопрос
"Игрушки и занятия со специалистами - нужны больше ребенку или всё-таки на
самом деле родителю - для успокоения и возможности не уделять время и внимание
собственному ребенку?".
-------
Несколько семей в "Чистом небе" держат коз. Коза не игрушка, а скорее... учитель? |
Сомнения в необходимости игрушек и специалистов
пришли ко мне именно во время общения с детьми и родителями вне городской
среды. В городе сложно представить, что родители (и особенно отцы) бОльшую
часть дня могут быть с детьми и не просто быть, но и достаточно часто уделять
внимание детям - специфика городской среды не позволят. Поэтому очевидно, что
нужны сущности (вещи, люди, места, "виртуальности") которые будут
как-то такую ситуацию компенсировать. Компенсация выливается в преобладание
наименее энергозатратного (или эмоциональнозатратного) и для родителя, и для
ребенка варианта: мультфильмы, компьютерные игры, книги, шатание во дворе,
детский сад, кружки и секции, "детский лагерь", школа-пансион и т.п.
Более-менее знакомая среда, которая хоть как-то дает
идею о том, как может быть по-другому в современном мире - это дача. Развитие
ребенка (физическое и умственное ) идет более сбалансировано, а совместное
время детей и родителей увеличивается, плюс родители находятся в отпуске от
своих работ и забот, а следовательно им уже проще уделять время и детям и друг
другу.
--
А с собаками та же история – игрушки для них
искусственны. Внимание людей и доступ к занятию, для которого порода собаки
была выведена (если это не декоративная порода) вот, что делает животное
счастливым и здоровым. Про декоративные же породы есть ощущение, что их
разведение - это что-то про жестокое обращение с животными.
No comments:
Post a Comment