О мастере, который не знал, что я у него учусь. О "сопереживательном" образовании.
"Контекст"
Примерно в 2008 году в Петербурге появился клуб-лекторий«Контекст». Его создание я ассоциирую с двумя людьми (хотя, возможно, у его
истоков стояли и другие люди). Оксана Жиронкина из Европейского университета в Санкт-Петербурге приглашала
лектора из академической среды. Сергей Ушан, глава дизайн-агентства Zero, предоставлял свой уютный офис и,
вероятно, участвовал в выборе тем. Темы – на стыке бизнеса и науки. Совместно Оксана и Сергей приглашали представителей бизнеса и государства для обсуждения актуальных для
города тем.
Важную роль в успешности встреч в «Контексте» играл
модератор – часто именно от него зависело то, насколько интересно и
содержательно пройдет мероприятие. Всё чаще на эту роль организаторы приглашали
Александра Карпова из центра экологических экспертиз «Эком».
На фото Александр Карпов. Это уже не "Контекст", а семинар tbd2.ru по "Открытым данным". Декабрь 2011 г. |
Действо было увлекательным, и я не пытался анализировать,
что и как он делает – просто получал удовольствие от процесса. Анализировал я
только само содержание дискуссий.
Спустя несколько лет, я сам стал участвовать в организации лекционно-дискуссионных
встреч. За ограниченное время мне нужно было, как можно более содержательно
раскрыть знания (да и не только знания, но и идеи, сообщения, и, вероятно,
«энергетику») приглашенных специалистов и донести их до пришедшей аудитории. Оказалось,
что я многому научился у Александра. При этом так, что я сам этого не осозновал
(что учусь), а мастер-учитель на тот момент, по сути, вообще не знал о моем
существовании.
Получается, что знания – или в данном случае речь о навыках? Могут быть переданы, не через «голову» (учебник, курс – где все разложено «по полочкам»), а по другому – через чувства, через «со_переживание_»? Тут ведь важно, что мне очень нравилось просто наблюдать за процессом.
Чтобы картинка была полной, важно добавить, что координации (проведению) встреч я также учился у Филиппа Гузенюка - с ним процесс обучения был более привычен. Я наблюдал за тем, как Филипп действует на мероприятиях (от 3 до 150 человек). А он, до и после события пояснял, что и как делает, чтобы все участники получили максимум полезного от происходящего, а обмен мнениям и знаниями оказался содержательным.
"На селе"
Одно из поместий в поселении "Чистое небо". Себежский район. Озеро "Большое Олбито" |
Один из неприродных, а социальных примеров это участие в
музыкальном джеме у соседей. Первый же джем, по ощущениям, дал больший эффект в
обучении музыке (я экспериментирую с блок-флейтой), чем пять индивидуальных
занятий в музыкальной школе. В джеме – впечатления, переживания. На занятиях –
труд и _осмыслительный_ процесс. Хотя не исключаю, что второе, не имело бы такого
эффекта без первого.
"Круго-обЗор"
В эту же «теорию образования» попадают накопившиеся наблюдения про
знакомых, которые в детстве жили в другой стране или просто много
путешествовали с родителями (или без них) – во взрослой жизни их широкий взгляд на мир,
самостоятельность, и вообще неординарность, похоже можно объяснить в том числе
и этим их детским опытом.
У меня самого был опыт жизни "не в России" - дошкольный. Два месяца в Италии (мне было 6 лет) и несколько месяцев в Литве (возраст: 4, 5 и 6 лет). Как именно сказалось это на мне? Возможно, что интерес к изучению английского языка именно "оттуда" - в подсознание попало, что мир большой, и что возможность говорить на международном языке точно пригодится. В России - детская жизнь на летних дачах сейчас упрощает вхождение в загородный быт.
У меня самого был опыт жизни "не в России" - дошкольный. Два месяца в Италии (мне было 6 лет) и несколько месяцев в Литве (возраст: 4, 5 и 6 лет). Как именно сказалось это на мне? Возможно, что интерес к изучению английского языка именно "оттуда" - в подсознание попало, что мир большой, и что возможность говорить на международном языке точно пригодится. В России - детская жизнь на летних дачах сейчас упрощает вхождение в загородный быт.
Про широкую "картинку", похоже, и виды с высоты - горы, колесо
обозрения, самолет. Такие обзоры на знакомые места завораживают. И, вероятно, несут какую-то чувственную информацию.
Нечто подобное у нас происходило на программе GameChangers. Студенты, для которых ИТ-сфера была чуждой, первые недели вкладывали свободное время в чтение Википедии и распросы знакомых и согруппников. Затем полностью осваивались с контекстом и шли уже на общем уровне. Есть ли тут эффект сотой обезьяны - или нет, не важно. Важно, что погружение срабатывает.
Позднее я участвовал еще в нескольких выездных загородных школах:
Погружение
Еще один опыт про "со-переживание" - погружение в среду. У меня не было совершенно никакого интереса к психологии, но анонс и организаторы зимней школы, проводимой психфаком СПбГУ в 2007 году произвели впечатление, и я вписался в проект (отчет см. во второй части этого поста). Это была неделя со студентами, аспирантами, теоретиками и практиками психологии со всей России. Ходишь на лекции и семинары, гуляешь, ешь и спишь с психологами. На выходе ощущение, что отучился год на профильном факультете. В первые дни много не понимаешь, но постепенно осваиваешь терминологию, расширяешь словарный запас и материал в новой области становится понятным на 60-90%. В следующие несколько лет я старался хотя бы на несколько дней, но выбраться на школу и затащить с собой еще больше не-психологов.Нечто подобное у нас происходило на программе GameChangers. Студенты, для которых ИТ-сфера была чуждой, первые недели вкладывали свободное время в чтение Википедии и распросы знакомых и согруппников. Затем полностью осваивались с контекстом и шли уже на общем уровне. Есть ли тут эффект сотой обезьяны - или нет, не важно. Важно, что погружение срабатывает.
Позднее я участвовал еще в нескольких выездных загородных школах:
- школа по экосистеме технологического предпринимательства организованная Высшей школой экономики, 2009 год,
- частная школа "Биотехнологии будущего", 2012 год,
- школа Европейского Университета в Петербурге по исследованиям науки и технологий (Science and Technology Studies), 2012 год.
Во всех трех мероприятиях при минимальном представлении о "предмете школы", на выходе этих погружений получаешь способность понимать, о чем говорят специалисты и, что не менее важно, формальные и неформальные знакомства с этими самыми специалистами. Последнее всегда дает возможность обогатить свои знания и навыки уже после школ.
---
Скорее всего есть литература, где "сопереживательное" обучение уже описано и названо общепринятым термином. Кто подскажет?
1 comment:
Да, очень отзывается. Обучение через эмпатию.
Мне кажется, люди, животные так и учатся "от природы": через интерес, "ауру", звучание другого.
Впервые я почувствовала, что не я одна "такой дебил", увидев лекцию об образовании будущего на ТЭД от индийского происхождения исследователя, не помню имя, про эксперименты, как дети быстро обучаются в разновозрастной группе, когда учитель лишь исполняет роль того, кто задает тему и направляет интерес учащихся. Живое обучение.
Я четко это отметила, когда я села за руль: как влияет на качество вождения то, сколько ты ездил/а на пассажирском сидении.
На уровне игры "повторюшка-дядя хрюшка", заскриненных где-то внутри паттернов поведения я подсознательно дублировала поведение своей подруги: взгляд туда, взгляд сюда, дернуть так рукой, осознанное накладывалось уже на это. взгляд туда, потому что боковое зеркало заднего вида, сюда - потому что второе зеркало, так дернуть рукой, потому что ручник!
Post a Comment