Tuesday, December 13, 2016

Master who didn't know that I have been learning from him. Emphaty Based Education.

О мастере, который не знал, что я у него учусь. О "сопереживательном" образовании.

"Контекст"

Примерно в 2008 году в Петербурге появился клуб-лекторий«Контекст». Его создание я ассоциирую с двумя людьми (хотя, возможно, у его истоков стояли и другие люди). Оксана Жиронкина из Европейского университета в Санкт-Петербурге приглашала лектора из академической среды. Сергей Ушан, глава дизайн-агентства Zero, предоставлял свой уютный офис и, вероятно, участвовал в выборе тем. Темы – на стыке бизнеса и науки. Совместно Оксана и Сергей приглашали представителей бизнеса и государства для обсуждения актуальных для города тем.

Важную роль в успешности встреч в «Контексте» играл модератор – часто именно от него зависело то, насколько интересно и содержательно пройдет мероприятие. Всё чаще на эту роль организаторы приглашали Александра Карпова из центра экологических экспертиз «Эком».

На фото Александр Карпов. Это уже не "Контекст", а семинар tbd2.ru по "Открытым данным". Декабрь 2011 г. 
Я старался посещать все встречи «Контекста». Атмосфера, люди, темы – привлекало всё. Постепенно особый интерес у меня стало вызывать то, как именно Александр Карпов ведет встречи. Как извлекает и озвучивает ключевые мысли из выступления основного лектора, как и какие вопросы сам задает ему. Как помогает экспертам высказаться так, чтобы каждый донес свое мнение, но при этом не «съел» время остальных или не увел обсуждение в сторону от выбранной темы. Как управляется с вопросами и репликами из зала – вежливо, но уверенно исключая влияние «троллей» и зануд. Важно, что качество модерации совершенно не зависело от того – разбирается ли Александр в предметной области или она для него нова.

Действо было увлекательным, и я не пытался анализировать, что и как он делает – просто получал удовольствие от процесса. Анализировал я только само содержание дискуссий.

Спустя несколько лет, я сам стал участвовать в организации лекционно-дискуссионных встреч. За ограниченное время мне нужно было, как можно более содержательно раскрыть знания (да и не только знания, но и идеи, сообщения, и, вероятно, «энергетику») приглашенных специалистов и донести их до пришедшей аудитории. Оказалось, что я многому научился у Александра. При этом так, что я сам этого не осозновал (что учусь), а мастер-учитель на тот момент, по сути, вообще не знал о моем существовании.
Получается, что знания – или в данном случае речь о навыках? Могут быть переданы, не через «голову» (учебник, курс – где все разложено «по полочкам»), а по другому – через чувства, через «со_переживание_»? Тут ведь важно, что мне очень нравилось просто наблюдать за процессом.

Чтобы картинка была полной, важно добавить, что координации (проведению) встреч я также учился у Филиппа Гузенюка - с ним процесс обучения был более привычен. Я наблюдал за тем, как Филипп действует на мероприятиях (от 3 до 150 человек). А он, до и после события пояснял, что и как делает, чтобы все участники получили максимум полезного от происходящего, а обмен мнениям и знаниями оказался содержательным.

"На селе"

Одно из поместий в поселении "Чистое небо".
Себежский район. Озеро "Большое Олбито"
История эта мне вспомнилась, так как сейчас я практически каждый день учусь чему-то новому и важному для меня. Образовательная среда – это поселение в Псковской области. Тут мало людей (хотя общения даже больше чем достаточно – я преподаю физику, совмещая её с математикой, английским и историей) и много природы (растения и животные, озера, ландшафт в целом, солнце, луна, облака).

Один из неприродных, а социальных примеров это участие в музыкальном джеме у соседей. Первый же джем, по ощущениям, дал больший эффект в обучении музыке (я экспериментирую с блок-флейтой), чем пять индивидуальных занятий в музыкальной школе. В джеме – впечатления, переживания. На занятиях – труд и _осмыслительный_ процесс. Хотя не исключаю, что второе, не имело бы такого эффекта без первого.

"Круго-обЗор"

В эту же «теорию образования» попадают накопившиеся наблюдения про знакомых, которые в детстве жили в другой стране или просто много путешествовали с родителями (или без них) – во взрослой жизни их широкий взгляд на мир, самостоятельность, и вообще неординарность, похоже можно объяснить в том числе и этим их детским опытом.

У меня самого был опыт жизни "не в России" - дошкольный. Два месяца в Италии (мне было 6 лет) и несколько месяцев в Литве (возраст: 4, 5 и 6 лет). Как именно сказалось это на мне? Возможно, что интерес к изучению английского языка именно "оттуда" - в подсознание попало, что мир большой, и что возможность говорить на международном языке точно пригодится. В России - детская жизнь на летних дачах сейчас упрощает вхождение в загородный быт.

Про широкую "картинку", похоже, и виды с высоты - горы, колесо обозрения, самолет. Такие обзоры на знакомые места завораживают. И, вероятно, несут какую-то чувственную информацию.

Погружение

Еще один опыт про "со-переживание" - погружение в среду. У меня не было совершенно никакого интереса к психологии, но анонс и организаторы зимней школы, проводимой психфаком СПбГУ в 2007 году произвели впечатление, и я вписался в проект (отчет см. во второй части этого поста). Это была неделя со студентами, аспирантами, теоретиками и практиками психологии со всей России. Ходишь на лекции и семинары, гуляешь, ешь и спишь с психологами. На выходе ощущение, что отучился год на профильном факультете. В первые дни много не понимаешь, но постепенно осваиваешь терминологию, расширяешь словарный запас и материал в новой области становится понятным на 60-90%. В следующие несколько лет я старался хотя бы на несколько дней, но выбраться на школу и затащить с собой еще больше не-психологов.

Нечто подобное у нас происходило на программе GameChangers. Студенты, для которых ИТ-сфера была чуждой, первые недели вкладывали свободное время в чтение Википедии и распросы знакомых и согруппников. Затем полностью осваивались с контекстом и шли уже на общем уровне. Есть ли тут эффект сотой обезьяны - или нет, не важно. Важно, что погружение срабатывает.

Позднее я участвовал еще в нескольких выездных загородных школах:

Во всех трех мероприятиях при минимальном представлении о "предмете школы", на выходе этих погружений получаешь способность понимать, о чем говорят специалисты и, что не менее важно, формальные и неформальные знакомства с этими самыми специалистами. Последнее всегда дает возможность обогатить свои знания и навыки уже после школ.

---
Скорее всего есть литература, где "сопереживательное" обучение уже описано и названо общепринятым термином. Кто подскажет?

2 comments:

Unknown said...

Да, очень отзывается. Обучение через эмпатию.

Мне кажется, люди, животные так и учатся "от природы": через интерес, "ауру", звучание другого.
Впервые я почувствовала, что не я одна "такой дебил", увидев лекцию об образовании будущего на ТЭД от индийского происхождения исследователя, не помню имя, про эксперименты, как дети быстро обучаются в разновозрастной группе, когда учитель лишь исполняет роль того, кто задает тему и направляет интерес учащихся. Живое обучение.

Я четко это отметила, когда я села за руль: как влияет на качество вождения то, сколько ты ездил/а на пассажирском сидении.
На уровне игры "повторюшка-дядя хрюшка", заскриненных где-то внутри паттернов поведения я подсознательно дублировала поведение своей подруги: взгляд туда, взгляд сюда, дернуть так рукой, осознанное накладывалось уже на это. взгляд туда, потому что боковое зеркало заднего вида, сюда - потому что второе зеркало, так дернуть рукой, потому что ручник!

Sergey Dmitriev said...

Спасибо.