Sunday, August 30, 2020

Remote Learning Podcast. Ecovillages and Rethinking Education.

Добрался до меня подксаст "Удалёнка" про то, как ученикам, учителям, родителям и школам жить в новой реальности удаленного образования. Я в сельскую местность уже 5 лет как удалился, сохранившись при этом в образовательной сфере.

Удаленка
Пётр Сафронов - автор подкаста, философ (см. его лекции на ПостНауке) и мой знакомый (из времён, когда я думал о работе в Институте Образования НИУ ВШЭ) прислал мне настолько продуманные вопросы, что хоть статью пиши (в подкасте успели только часть этого списка). Соведущий "Удалёнки" - Николай Воронов  известен ведением ресурса про медицину "Собака Павлова".

В самом начале там некоторое "идиотничание"... Похоже, так сейчас принято в подкастах, но не подумайте плохого. Писали вечером - я явно засыпал, что сказалось на качестве и скорости изложения (можно ставить ускоренное воспроизведение). Для сравнения вот другой подкаст, где я вещал утром - есть разница.

Говорили мы про (цифры - это с какой минуты и секунды запись):
  • 3.15 Неконференцию 'Education Engineering Days' (см. БОЛЬШУЮ сноску ниже) и что из регионов и сельской местности хорошо видно, как университеты оттягивают таланты в мегаполисы, и что сейчас самое время заняться "вездесущими" университетами, так чтобы большую часть времени студент мог учиться там, где он родился и/или ближе к местам трудоустройства.    
  • 9.46 Как на сельской местности сказалась изоляционная удаленка. И как на мне сказался карантинный режим. Почти никак, даже появились новые возможности - сделали с коллегами по Российскому союзу экопоселений "день экопоселений" на "форуме Живых городов", который из-за пандемии прошёл в Zoom.
  • 14.44 Что же такое сейчас "экопоселения"? Про разницу этого понятия в Европе и России.
  • 19.12 Про анастасиевские поселения родовых поместий. Не 80% - это я увлекся, но 65% думаю, что не меньше.
  • 22.30 Про средства к существованию живущих новой сельской жизнью.
  • 28.0 Про детей из городов в сельской местности. И куда отправить городского ребенка, если родители сами не хотят в сельскую местность, а купить ему трудностей в природной среде за любые деньги готовы. Мягкий вариант на эту тему - школа в детском посёлке "Орион" в Калужской области, а северный и семейный - "Живая деревня" в Архангельской.
  • 33.0 Что происходит при взрослении детей экопоселенцев, как они поступают в вузы. Кто как и где находит себя во взрослой жизни и как это связано с родителями.
  • 38.10 Так нужен ли университет? Вездесущий универ - биологические/геологические научно-учебные станции и спорт-базы вузов, как новые точки образовательного присутствия.
  • 46.50 Пост-университет. Императорский Царскосельский лицей как пример школо-верситета в селе.
  • Тьюторитеты и мастерские. На примере ассиролога из СПбГУ Владимира Емельянова про подготовку учёных (на "удалёнке" за три года вместо 5 лет на кампусе университета).  О невечности школ и других "вечных институтов".
Слушать можно ТУТ.
Другие выпуски "Удалёнки" очень даже рекомендую. Мне особенно запомнился выпуск о буднях детей и о проблемах взрослых рассказывает Максатбек уулу Абдуназар - руководитель клуба "Билим", занимающегося поддержкой трудовых мигрантов из Киргизии.

На тему "вездесущих" учебных заведений, Петр Сафронов поделился сслыкой на свежий материал в NewYork Times 'College Is Everywhere Now'. 

...
БОЛЬШАЯ сноска
Про 'Education Engineering Days' (Хельсинки, 2016) - вещал долго чтобы сделать акцент, что событие это сделали Елена Ярманова и Алена Маркович, которые позднее запустили "Учитель для России" (как раз про оживление сельской местности). С финской стороны все площадки наилучшим образом подготовил Andrew Paterson. Он делает фестиваль PixelAche, а сейчас активно исследует тему заготовки и спасения еды с помощью ферментации (в нашей культуре это, например, традиционное квашение капусты и изготовление Иван-чая ). Но, в результате, я это всё забыл сказать. Донёс только мысль, что уже тогда мы видели образовательный процесс, как каждый раз собираемый заново - под участников и окружающий контекст (потому и engineering).

No comments: