Saturday, December 04, 2010

Educational Programs Incubator and People Colliders

После того как на курсе "Введение в индустрию ИТ" кураторы (включая меня) устроили викификацию, домашние задания по курсу должен делать и я.

Привожу тут описание домашней работы (составил Владимир Алуферов) и свой текст согласно заданию.

Homework#9
Что делаем Читаем статью Пола Грэма How to be Silicon Valley (http://paulgraham.com/siliconvalley.html) из ридера и продуктивно думаем: а) О российской специфике; б) О том, что можно изменить в лучшую сторону в Санкт-Петербурге или в вашем родном городе, как интернет-компании (Yandex, Vkontakte) могут вам в этом помочь и почему им это должно быть интересно.
На выходе Набор замечательных идей/согласованный план действий с привязкой к городу и конкретной компании. Формат - суммарно не больше 2-х страниц текста, без учета графиков и картинок.







По мотивам прочтения ‘How to be Silicon Valley’ Пола Грэма

  • Введение
  • Университеты
  • Образовательный кластер Санкт-Петербурга
  • Инкубатор Новых Образовательных Программ
  • “Соударение умов” или People Colliders
  • Городская среда
  • Время. Курица или яйцо
  • An hour's drive
  • Что делать Вконтакте и офису Яндекса







Введение

В своем тексте я изложу свое представление о том, как соотносятся выводы Грэма о необходимых условиях возникновения технологического хаба с текущим положение дел в Санкт-Петербурге и необходимых изменениях, которые могут помочь в приближении города к этим самым условиям. Основная мысль эссе “How to be Silicon Valley” сводится к тому, что для получения эффекта сходного тому, что имел место в Кремниевой Долине, нужно чтобы в одном месте обитали nerds и rich people в количестве некой критической массы (you only need two kinds of people to create a technology hub: rich people and nerds).

Здесь и далее если не указан источник английского текста, то цитаты приводятся из “How to be a Silicon Valley”.

Университеты

Nerds, как и вообще smart people обладают свойством взаимопритягиваться, поэтому необходимо место, где таковые уже есть. Такое место - сильный университет.
What nerds like is other nerds. Smart people will go wherever other smart people are. And in particular, to great universities.

В Петербурге много вузов, но в среднем nerds и вообще адекватные люди распределены в них столь равномерно, что кластеризация почти не происходила, пока не начал свою деятельность Computer Science клуб при ПОМИ РАН, и не появились мероприятия вроде HackDay или не столь публичные YL Party. За пределами технологического сектора начинает задавать ритм площадка для анонсов лекций и семинаров Теории&Практики. Аналогичную функцию для около-компьютерных анонсов выполняет Хабрахабр.

Грэм пишет, что можно даже создать такой университет, который будет не менее сильным магнитом, как MIT или Stanford.
If you paid 200 people hiring bonuses of $3 million apiece, you could put together a faculty that would bear comparison with any in the world. And from that point the chain reaction would be self-sustaining.

В 2009 году по конкурсу мега-грантов ($5 млн.) на создание лабораторий с привлечением ученых мирового уровня Петербург получил 7 из 40 выданных грантов. 2 - ИТМО, 2 - СПбГУ и по одному Политех, АУ РАН и ГУ-ВШЭ (именно по этому критерию в списке ниже представлены эти вузы, к ним добавлены ВШМ и ЕУСПб, аспирантура и магистратура полного дня соответственно). Еще 40 получателей будут определены весной 2010 года. Время покажет какой эффект дадут или не дадут мегагранты.

Как бы то ни было, в текущей ситуации, чтобы добиться значимого синергетического эффекта от наличия в городе сильных кафедр, центров и лабораторий в разных университетах, я считаю, необходимо создание образовательного кластера Петербурга, цель которого предоставлять единый интерфейс для взаимодействия с потребителями образовательных услуг, компаниями, городскими властями и внешним миром (другие города РФ и зарубежье).







Образовательный кластер Санкт-Петербурга

  • - Университеты: бакалавриат (НИУ ИТМО, СПбГУ, Политех и другие)
  • - Университеты: магистратуры (НИУ ИТМО, СПбГУ, Политех, АУ РАН, ГУ-ВШЭ, ВШМ, ЕУСПб)
  • - Открытая образовательная среда города (открытые образовательные программы лекции и семинары, сезонные школы, воркшопы, дни технологий и т.п.)
  • - Бизнес-образование (MBA, ...)
  • - Близость с другими образовательными центрами (Москва и Финляндия)

Задачи кластера:
  • - предоставить всем заинтересованным студентам и специалистам актуальную образовательную среду, сохраняя при этом как формальные так и неформальные подходы при высоком качестве и адекватном уровне доступности образования для учащихся.
  • - повышать привлекательность Санкт-Петербурга как образовательного и научного центра по прорывным областям знаний и технологий (Петербург - это город, куда надо поступать учиться в университеты, где есть интересная работа и возможности для создания глобальных инновационных бизнесов). Укрепление бренда Санкт-Петербурга как интеллектуальной столицы.
  • - осуществлять диалог между проектами кластера, бизнесом и городскими властями для выработки единой стратегии развития кластера и ее исполнения.
  • - осуществлять мониторинг успешных образовательных программ; вести рейтинги центров, кафедр, преподавателей и т.п. Собирать статистику и публиковать аналитику по образовательным рынкам.
  • - повышать эффективность входящих в кластер структур за счет координации действий по привлечению лучшей аудитории и умного финансирования.
Сможет ли такой кластер произвести эффект одного сильного университета? Возможно. Дело в реализации, т.е. в деталях.

Инкубатор Новых Образовательных Программ

Есть мнения, что университет как форма производства и передачи знаний в 21 веке будет уже не столь актуальна. Например, Дмитрий Песков, описывая форматы образования будущего говорит о создании Метавера. Можно по разному относится к столь радикальным взглядам (я лично отношусь с пониманием), но очевидно, что потребность в оперативной разработке актуальных образовательных программ высокая. Ибо без соответствующего образования и исследований, какой бы сильной не была венчурная инфраструктура толковым высокотехнологичным проектам просто неоткуда будет взяться.

Об изменениях на образовательных рынках см. также "Нефть будущего" ("Секрет Фирмы", Константин Бочарский) и Yury Lifshits 'An Introduction to the LearnTech Industry'.

С другой стороны даже для сильного вуза запустить магистратуру по новому направлению, задача нетривиальная и, что важно, за год-два не решается. 
Changing a university curriculum is like trying to move a cemetery. Clark Kerr, former president of the University of California. Цитату позаимствовал из ЖЖ Марии Юдкевич директора по академическому развитию ГУ-ВШЭ.

Поэтому можно воспользоваться традиционным форматом “песочницы” бизнесов - инкубатором. Также как разработку и запуск прорывного продукта или услуги часто эффективнее осуществлять не в рамках большой компании, а как стартап, так и передовые образовательные и исследовательские программы быстрее, проще и эффективнее запускать и разрабатывать вне жесткой формальной структуры университетов. Если программа показывает свою жизнеспособность, то затем она может быть “поглощена” вузом, как сильный курс или как основа новой магистерской программы или перерасти в самодостаточный бизнес.

Схема работы близка “стартапной” - малый состав преподавателей, отсутствие формальностей и небольшое количество сильных, а главное мотивированных в изучении данного курса студентов. Курс при этом может разрабатываться прямо в процессе его проведения и при активном участии студентов.







“Соударение умов” или People Colliders

В своей статье в PC Week/RE “Сможем ли мы сохранить в университетах лучших?” Анатолий Абрамович Шалыто пишет о “трех уровнях соударениях умов” построенных в ИТМО (для выпускников, студентов и школьников). Предваряя рассказ следующим комментарием.

“Со времен пушкинского лицея известно, что главное в подготовке и сохранении талантов является атмосфера, обеспечивающая “соударение умов”.
До сих пор в нашей стране такие условия создавались только для одаренных школьников в специализированных учебно-научных центрах при известных университетах и физико-математических школах. При этом, правда, в большинстве из них основное внимание уделялось и уделяется в настоящее время не информатике и программированию, а другим дисциплинам (в основном математике и физике).”

Продолжая мысль, для сегодняшней глобализированной быстроменяющейся среды нужны еще более мощные атмосферы для сталкивания умов. Мне самому немного смешно вводить понятие “People Collider”, но ничего лучше я пока не подобрал. Такие коллайдеры могут иметь совершенно разные форматы и формы. Важно, что в них происходит столкновение людей разных возрастов, профилей и учебных траекторий в условиях, когда их умы “разогнаны” для решения какой-либо общей задачи или участия в общем процессе. 

Пример такого коллайдера - курс “Введение в индустрию ИТ”. Студенты со 2-го по 6-ой курсы разных спецальностей: социология, экономика, международные отношения, математика, прикладная механика, бизнес-информатика и менеджмент еженедельно общаются с выдающимися представителями ИТ-индустрии, а в течение недели делают домашние задания и выполняют совместные квесты для того, чтобы сформировать общую картину рынков, технологий и профессиональной среды - увидеть “лес” за отдельными “деревьями” и осознать свое место в этой или смежных индустриях. 

Опыт взаимодействия в таком разнородном коллективе, знания, приобретенная сеть контактов и, что не менее важно, значительно более широкий кругозор дают студентам толчок и возможности более полно раскрыть свой потенциал. Будет ли это свой бизнес, высокая позиция в международной корпорации и государственных структурах или ключевая роль в третьем секторе - это частность. Важно, что ценность, которую они смогут создавать после участия в коллайдере, будет более значимой.







Городская среда

Для того чтобы nerds не только приезжали в город, но и оставались в нем, городу необходимо быть чем-то, что может привлекать nerds как представителей “creative class”. Грэм говорит, что у города должна быть “personality”. Не буду вдаваться в детали, но похоже что у Петербурга, по крайней мере пока, с этим все в порядке. Хотя правильность этой “personality” выполняется лишь отчасти.

Цитата к месту:
A corollary is that you have to keep out the biggest developer of all: the government. A government that asks "How can we build a silicon valley?" has probably ensured failure by the way they framed the question. You don't build a silicon valley; you let one grow.
Грэм указывает на еще одно важное свойство города, который может стать хабом стартапостроения - у города должен быть настоящий центр, исторический центр.

no city with a dead center could be turned into a startup hub. Young people don't want to live in the suburbs.


У меня “Дом Книги” всегда ассоциировался с самой центральной точкой города. Неудивительно, что офис ВКонтакте сейчас находится именно в этом здании.

Еще одна мысль в этом параграфе. Думаю, при наличие некоторого чуда - стечения обстоятельств и/или воли отдельных подвижников Выборг может стать таким волшебным местом - у него есть исторический центр, великолепная природа и расположение на скоростном железнодорожном пути Санкт-Петербург-Хельсинки.





Время. Курица или яйцо

Нужна цепная реакция, люди которые сделали свои успешные компании инвестируют в стартапы.

Startups beget startups. People who work for startups start their own. People who get rich from startups fund new ones. I suspect this kind of organic growth is the only way to produce a startup hub, because it's the only way to grow the expertise you need. 

В этом контексте есть хорошие новости. ВКонтакте сделан в Петербурге. ВКонтакте, вообще, очень петербургская компания - корпорация отличников. Опыт выращивания социальной сети нарабатывался в СПбГУ, а ключевые сотрудники - выпускники топовых петербургских школ и ведущих кафедр местных университетов.

Есть и истории успеха в более ранние периоды. Mail.ru вышел из петербургской DataArt, Ozon.ru - из Рексофт. В Петербурге находятся основные центры разработок OpenWay Group и JetBrains. Основные офисы в Петербруге у группы компаний Транзас и компании Беркут. Из свежих историй - мега-стартап Yota, вышедший из петербургского же Корус Консалтинга.

An hour's drive

Venture investors, however, prefer to fund startups within an hour's drive. For one, they're more likely to notice startups nearby.

В Петербурге по пробкам можно вполне ехать и час и два - не важно, что пешком это расстояние можно преодолеть быстрее. Сильно спекулируя, можно прийти к замечательному выводу - пробки на дорогах нужно убрать. Платный въезд в центр города, налог на одного водителя в машине, whatever.

Фантазируя дальше о сокращении расстояния между инвесторами и старапами можно изучить места высокой концентрации состоятельных жителей города, например, Крестовский остров и вообще места с жилой недвижимостью элитного и бизнес-класса (при этом по факту часто слабо заселенной). Вопрос тут уже в том, могут ли владельцы таких домов и квартир быть правильными инвесторами и если да, то как именно let them communicate.

Вообще, как только стартапу нужны наемные сотрудники, самое лучшее место это офис, который находится рядом с вузовскими общежитиями. На Петроградке как раз прекрасно соседствуют полупустующие комплексы элитного жилья и общежитие ИТМО.

Что делать Вконтакте и офису Яндекса

Вконтакту просто развиваться как он развивается и не покидать центр города.
Яндексу обязательно переехать в центр или на Крестовский остров, ну или хотя бы в “Ткачи”.

No comments: