Friday, September 24, 2010

Entrepreneurship, Universities and Ecosystem

Бизнес-инкубатор Технопарка «Ингрия», в преддверии своего большого конкурса WebReady, запустил “маленький” конкурс на лучший пост про Интернет-предпринимательство.

Я решил поучаствовать в конкурсе про пост. А так как работаю с университетами (т.е. преподавателями и администрацией вузов) и общаюсь со студентами и аспирантами (некоторые из которых участвовали, участвуют или будут участвовать в стартапах), то и писать я буду о роли вузов и студентов в развитии high-tech предпринимательской среды в Санкт-Петербурге.

В этом посте я рассмотрю два аспекта связанных с заявленной темой, и если этот обзор вызовет интерес, то постараюсь сделать серию подробных публикаций.



1. Контакты вузов и компаний
Если говорить о ведущих технических вузах (и особенно “ИТ-кафедрах”), то взаимодействие вузов и компаний, в основном, связано с подготовкой кадров. Это направление критически важно, но если и влияет на улучшение предпринимательского климата, то в большинстве случаев опосредованно.

Однако и тут есть исключения. Например, Летняя школа OpenWay Group. Процесс обучения в школе направлен на цитирую: “практическую ориентацию и первичную подготовку молодых специалистов в области информационных технологий и бизнеса платежных карт. Рассматриваются ключевые технологии в области бизнес-анализа, проектирования и внедрения сложных программных продуктов”. Прошедшие серьезный отбор студенты учатся очень интенсивно: 6 недель по 32 часа в неделю + домашние задания. Кроме посещения лекций и тренингов они командно выполняют проект по разработке системы интернет-банкинга (от сбора требований, включая общение с “заказчиком” и написания кода, до продажи продукта). На мой взгляд, это одна из лучших образовательных программ в городе, которая позволяет студентами заложить основы для расширения кругозора как в ИТ, так и в бизнесе. Этот пример хорошо иллюстрирует тезис о том, что прежде чем готовить предпринимателей, надо готовить хороших специалистов, понимающих как устроены системы и технические, и социальные.

Плодотворным научно-исследовательским сотрудничеством с петербургскими университетами могут похвастаться очень немногие компании (Intel, HP Labs, Nokia, Siemens, кого забыл?). Тут следует упомянуть, что в этом году запущен специальный государственный конкурс для стимулирования совместных НИР/НИОКР. Среди петербургских участников в этом конкурсе лидировали СПбГУ ИТМО и группа компаний Транзас, однако финальная картина оказалась заметно другой. Такое сотрудничество имеет существенный, хотя и ограниченный потенциал для появления стартапов, так как в первую очередь оно ориентировано на то, что результаты останутся исключительно у компании заказчика. Примером модели взаимодействия без такого ограничения может служить MIT Media Lab, но там и цели ставятся на прорывные результаты и лаборатория обладает очень высокой самостоятельностью. Тем не менее, потребность в российской лаборатории, работающей по схожим принципам, и с учетом текущих тенденций, определенно есть. На базе чего её можно создать в Петербурге, сказать сложно. В плане самостоятельности можно назвать, пожалуй, только Open Source and Linux Lab.

Наиболее результативным форматом контактов вузов и компаний может оказаться “рассказ” бизнеса о рыночных нишах и “дырах” в существующих процессах и технологиях, которые компании видят, но в силу разных обстоятельств не готовы заниматься ими самостоятельно. И тут есть хороший потенциал для появления "нишевых" enterprise-стартапов. Сложность с этим форматом в том, что эти ниши и “дыры” и самому бизнесу видны не очень хорошо, но даже когда и видны, и есть готовность рассказывать, то не понятно где и кому. Идеагоры, как площадки для подобного обмена информацией пока еще мало известны. Тем не менее, процесс запускать надо, и как мне кажется, инициатива тут должна быть на стороне городских структур (та же Ингрия) и вузов (могут помочь, например, исследования СПбГУ ВШМ и их студенческие консалтинговые проекты). И как бы странно это не показалось, определенное видение “ниш” может приходить иногда из междисциплинарного лектория “Контекст”.



2. Интеграция существующих программ компаний по работе с вузами, сообществами и поддержке предпринимательства
У Intel (у меня, например, наилучшие воспоминания от семинара профессоров из университета Беркли “Технологическое предпринимательство: от теории к практике”) и Microsoft в России действуют специальные программы по поддержке высокотехнологичного предпринимательства. Но даже и в этом случае есть о чем вспомнить дополнительно.
Тур по Северо-Западу России международного студенческого конкурса Imagine Cup, ежегодно проводимого Microsoft. Так, например, в 2009 году за поездку на российский финал бились команды Дениса Рысцова (СПбГУ) Uniquation (поиск формул в Интернете) и Анатолия Чурикова (РГУ им. Канта) Sence (multi-touch технологии). Оба проекта интересны как с точки зрения коммерциализации, так и высокотехнологичности. А в 2008 году петербургская межвузовская команда Анатолия Никитина взяла на международном финале Technology Excellence Award за разработку системы моделирования распространения лесных пожаров. Несмотря на эти успехи, на мой взгляд, этапу Imagine Cup, проходящему в Петербурге, и в вузах, и в предпринимательской среде в целом уделяется недостаточное внимание. В данном случае, может неплохо сработать связка:

Imagine Cup -> Web Ready

Если на уровне города эти два конкурса будут иметь несколько общих точек пересечения (по работе с командами и рекламной кампании).

Программа Nokia по сотрудничеству российских (базовый вуз - ГУАП) и финских вузов FRUCT - по сути пример, того, что называется Open Innovation. Если динамика развития программы сохранится, то появление стартапов на стыке Интернета и мобильных технологий - это только вопрос времени. Что еще важно в программе FRUCT, так это то, что студенты изначально "варятся" в международной среде, что повышает шансы создать действительно глобальный бизнес.

Пример российской компании, комплексно подходящей к работе с университетской средой - Яндекс. Существенная часть активностей сосредоточена в Москве (Школа анализа данных - сотрудничество с МФТИ и ГУ-ВШЭ), однако разнообразие форматов работы позволяет участвововать студентам и преподавателям из других городов России. На ежегодной летней школе по информационному поиску RuSSIR (где Яндекс является постоянным спонсором) традицинно много студентов и аспирантов из Петербурга, конкурс Интернет-математика проводится через Интернет, на конкурсе учебных курсов в 2006 году призовое место занял Юрий Лифшиц, в то время аспирант ПОМИ РАН. А в этом году Яндекс договорился о совместных программах с несколькими инкубаторами и стартап сообществами. Один из таких инкубаторов работает на базе вуза - ГУ ВШЭ.
Таким образом, компания действует практически на всех возможных уровнях: от повышения качества образования в важных для них областях знания до формирования необходимых связей внутри академических, инженерных и предпринимательских сообществ.

2 comments:

elada said...

Яндекс НЕ проводит Руссир. Он только выступает спонсором на равне с другими компаниями.
То, что в оргкомитете много сотрудников Яндекса можно объяснить лишь тем, что Яндекс в России ведущая компания, которая занимается тематикой IR, поэтому многие содержательные люди в ней работают. Нам за это зарплат не платят и все такое.
Т.ч. для гладкого текста вышло красиво, но от истины отличается весьма.

Sergey Dmitriev said...

Спасибо за подробный комментарий. Поправил формулировку.