Friday, December 02, 2022

From Intentional Communities to Societies and (Post)Tribes

Вводная для русскоязычной версии 

Как уже один раз оказалось, что мой опыт по упрощению жизни и быту в сельской местности оказался полезен для более широкой аудитории в текущих реалиях (см. Social Slow Travel. Lowcost, Zerowaste), так и сейчас исследования о возможных новых-старых формах сотрудничества людей, которые я вёл в экопоселениях, могут быть актуальны в контексте вопросов и задач по поиску идентичности, формированию новых общественных объединений и совместной адаптации как внутри привычных родных мест, так и к новым местам и странам.  

фото из соцсети Плейстоценового парка


От сообществ и экопоселений к обществам и пост-племенам

Усреднённый на текущий момент образ экопоселения как сообщества людей осозанно выбравших совместную природосообразную жизнь на земле, а также восстановления окружающей экосистемы и возрождения более глубоких социальных связей, выглядит относительно свежо и привлекательно (см. мой подробный разбор понятия "экопоселения"). На практике же своих наблюдений и опыта экопоселенческой жизни я стал замечать, что этот образ, а соответственно и набор теорий и практик по созданию экопоселения, оказываются лишены целостности и качественной встроенности в более широкий контекст. В этом тексте я попробую сформулировать то, как можно действовать так, чтобы экопоселение действительно получалось целостным, самодостаточным и при этом хорошо "вросшим" и в своё окружение, и в настоящее время.      

Сейчас, в подавляющем большинстве случаев, полноправный участник экопоселения - это его постоянный житель (в ряде случаев для вхождения в сообщество требуется ещё и согласие уже имеющихся жителей, а не просто покупка земли и строительство дома). Если вы бываете наездами на своей земле, то ваш авторитет и возможности участия в принятии решений в поселении часто оказываются ниже. Все другие люди - друзья поселенцев и гости, приезжающие на отдых или волонтёрить в формате WWOOF - остаются вне большинства процессов жизни и развития поселения. Так же как и коренные жители соседних с поселением территорий. А также вне поля принятия решений, как правило, остаются окружающий ландшафт, флора и фауна (но это отдельная тема, тут не буду её развивать).  


Общества

Моё предположение об альтернативном подходе начинается с того, что важно, чтобы основатели экопоселения изначально нашли набор целей и задач следующего уровня и масштаба, чем "просто" создание устойчивого или регенерирующего сообщества, живущего на конкретной территории. То есть основатели начинают инициативу, "социальный организм", в котором экопоселение - это только одно из проявлений и инструментов сообщества для достижения выбранных целей. Более того, для описания целей и решения задач вот этого "следующего уровня" я предлагаю перейти от понятия “сообщества” (intentional community) к понятию “общества” (intentional society). Возможно, вы подберёте более точное понятие - в этом случае буду рад о нём узнать. Я выбрал "общество" исходя из примеров уже имеющихся обществ, у организационных моделей которых есть что позаимствовать, а именно:

В экопоселенческом контексте общества могут быть, например, про:

  •  регенерацию био-региона, территория которого существенно больше площади экопоселения,
  •  адаптацию к изменению климата
  •  альтернативные подходы в образовании и здравоохранении
  •  поиск новых форм самоорганизации и самоуправления

  Аналогия с географическими обществами, которую я хочу подсветить, это что в экспедиции отправляется малая часть участников общества, в то время как помощью с организацией экспедиции, анализом и представлением её результатов занимается гораздо больше людей. Так и у нас, именно в поселении постоянно живёт меньшая часть участников общества,  а все остальные заинтересованы так или иначе в результатах деятельности жителей. От покупки домашних овощей, фруктов и лесных трав и ягод, до возможности приехать на пару недель в отпуск самим и/или отправить детей на пару месяцев. От возможности периодически экспериментировать со своими грядками, но иметь постоянный присмотр за ними жителями поселения до использования "площадки" поселения для проведения своих семинаров, конференций и активного участия в самоорганизации и самоуправлении поселения. И эти внешние для поселения, но внутренние для общества люди для устойчивости и развития поселения важны ничуть не меньше, чем постоянные жители.   

Я знаю следующие примеры, где уже гибко включают "внешнее сообщество" в жизнь постоянных жителей поселения.

  • Chateau Chapiteau’ ‘королевство’ граждан мира в форме пермакультурной деревни и коливинга в Грузии, продает дни в году своим членам, 
  • Центр курсов и фестивалей Ängsbacka с органическим садом в Швеции интегрирует в свои процессы людей, которых они называют «расширенным сообществом», тех, кто является частью среды, но живет вне этого места, и соседей, которые живут рядом и регулярно сотрудничают. 
  • У исторической карельской деревни Кинерма есть клуб, члены которого в основном живут в Финляндии.

И это из новых форм общежития. Для расположенных в сельской местности христианских монастырей и общин кришнаитов интеграция в общества по признаку вероисповедания присутствует изначально.


Пост-племена

Ещё один из плюсов общества по сравнению с сообществом экопоселения это то, что общество позволяет объединять более разнообразных по своим взглядам, интересам и привычкам людей, следовательно делает такое объединение более многочисленным. В то же время, эти многочисленные участники общества совершенно не должны жить вместе по соседству, не должны решать уйму совместных бытовых задач. Они могут жить в разных странах и пересекаться в совместной деятельности очно или удалённо несколько раз в год. С другой стороны, участники общества имеют возможность присматриваться друг к другу постепенно и в совместной деятельности. И уже на основании таких опытов участники будут лучше понимать с кем они хотят быть соседями, а с кем нет. 

Таким образом, чем более зрелым становится общество в ходе своих исследований, мероприятий и других активностей (посещения существующих экопоселений, заповедников, семинаров и ретритов) и других связанных подобных проектов и программ, тем больше появляется знаний о вовлечённых территориях и больше людей имеют опыт сотрудничества друг с другом, тем лучше члены общества могут видеть, каких людей/семьи они хотят иметь в качестве соседей, а кого в гостях (и встречаться только как коллеги, и не ближе). Такой опыт - хорошая общая почва для сбора «племён» или «пост-племён» — людей, которые хотят вести совместную деятельность, разделять одни и те же практики и ландшафты, вместе растить детей и проводить последние годы своей жизни.


Разница между обществами и пост-племенами

  • Общества больше связаны с долгосрочными целями, высокоуровневыми ценностями и процессами. Зрелое общество формализовано через одно или несколько НКО и поддерживает отношения с государством и  университетами, может работать с предприятиями и профессиональными ассоциациями, участвует в программах трансграничного сотрудничества и т. д.
  • Племена — это совместная жизнь (даже в удаленных форматах) с общими повседневными практиками, комфортным социальным контекстом и долгосрочными отношениями. Это неформальные группы в большинстве случаев без создания юридических лиц.


Переопределение понятия “экопоселение”

Это понятие уже прошло заметную эволюцию - от соседства людей в сельской местности, которые стараются в своей привычной жизнедеятельности наносить минимальный ущерб окружающей среде до специально создаваемого сообщества, как в сельской местности, так и в городской среде, при том, что ключевая задача этого сообщества - регенерация окружающей экосистемы и “социального ландшафта”.  

В заданном сейчас контексте можно дать очередную версию определения экопоселения как: 

одно или несколько пост-племён живущих на одной территории и входящих в одно или несколько обществ, когда в целях и задачах этих обществ есть, в том числе, фокус на регенерации этой территории и укреплении социальных связей как внутри этой териитории так и с окружающим (вплоть до международного) социумом. 

Если экопоселение уже создано 

и прошло с этого момента существенное время, то в любом случае сохраняется возможность поиска целей и задач следующего уровня сложности и бОльших горизонтов, а также постепенного включения всё большего числа "внешних" участников в жизнь как экопоселения. Задачи из бОльших горизонтов также можно искать постепенно, исходя из уже накопленного опыта. Ещё один вариант включения поселения в бОльший контекст - включение в сотрудничество с национальными и международными союзами экопоселений и другими ассоциациями экологических организаций и сообществ. 

"Призма" же для взгляда на жителей поселения через то, 

  •  сформировались ли среди них какие-либо племена, можно ли разглядеть карассы
  •  какие и почему, если нет, что что получилось вместо? 
  •  кто, и как выпал из этих малых социальных образований? 

такие вопросы дают возможность лучше проанализировать и понять социальную динамику в поселении.   


Общества и племена - побочные эффекты

Возможно, общества и племена как новые институты среднего уровня могут удовлетворить потребность в принадлежности, безопасности и ощущении большой семьи.Такое часто ожидается от сообществ, но на практике это работает лишь частично. Государства, корпорации и религиозные организации также могут лишь частично удовлетворить эти потребности, как и родЫ/большие семьи (они слабы или их нет в настоящее время).

В свою очередь, сильные общества и пост-племена могут:

  • сделать государства более полезными и менее дорогими (за счёт роста доверия между гражданами и способности выполнять часть функций государства)
  • трансформировать корпорации в некоммерческие организации с меньшими транзакционными издержками и отсутствием необходимости в продажах и маркетинге (например, общественные банки - банки, которыми владеют и управляют члены сообщества с единственной целью - служить сообществу с точки зрения финансовых операций, даже не получая дополнительных доходов) для сообщества только сервисы - прозрачные, с открытым исходным кодом,…). Есть русскоязычная социальная сеть - Freefeed.net, что показывает, что такой подход возможен - хотя бы для создания сообщества развитой социальной сети. В Швеции есть фермерский банк, кооперативный банк, который обслуживает, в частности, нужды фермеров.
  • сделать родство/семью сильнее и сплоченнее.
  • поставить под сомнение реальную потребность в религиозных организаций (особенно в тех случаях, когда эти организации стали слишком органихациями, растеряв человечность).

На фоне всё более заметного роста числа цифровых кочевников, а также в перспективе климатических беженцев, предположу, что некоторую популярность могут обрести племена изначально задуманные как кочевые, или ставшие таковыми в силу внешних обстоятельств (гонения, войны, климат,...).

Примеры новых обществ

  • Думаю, что “Плейстоценовый парк”, основанный в 1996 году экологом Сергеем Зимовым уже может быть примером формирующегося международного общества. В этом заказнике при поддержке научных организаций, бизнеса и краудфандинговых компаний идёт эксперимент по воссозданию экосистемы «мамонтовых тундростепей» плейстоцена, существовавшей на территориях Северного полушария во времена последнего оледенения. Почему это важно особенно сейчас можно узнать на сайте проекта.
  • Сформулировав вышеобозначенные соображения я понимаю, что инициатива, над которой я сейчас работаю, может стать основой для создания соответствующего общества, а также средой для образования нескольких племён. На основе опыта работы с университетами, восьми лет жизни и исследований в сельской местности я пришёл к выводу о необходимости долгосрочной программы сотрудничества экопоселений и других новых инициатив по природосообразной жизни с университетами, школами, заповедниками и коренными народами. Подробнее см. тут. Там же есть русскоязычная версия.  

1 comment:

Nazgul William said...

Thank you blog admin for creating this platform for everyone to express and write on, I want to tell someone today that If you are reading this and you are suffering from any kind of human disease, God just heard your prayer,Dr Itua Herbal Center Contact,Email: drituaherbalcenter@gmail.com Or WhatsApp:+2348149277967.
 I was so very sick when I came across someone telling a story of his life on how Dr Itua gave his dead life back to her, Her Name was Achima Abelard A Germany lady.
Dr Itua helped me to cure my Bladder cancer, I took his treatment for 3 weeks and I was cured completely. He resides in west Africa but I ordered his herbal medicines through Mail which I received within 5 days. I was also instructed on how I will drink it for 3 weeks to cure which I did totally. I'm well now.
I think this Dr Itua is A GOD sent from heaven because i have heard several times that there is no cure but Dr Itua surprises me, put joy on my face.if you are suffering from,Bladder cancer,Throat cancer,Thyroid Cancer,Uterine cancer,Fibroid,Arthritis,Amyotrophic Lateral Sclerosis,Brain Tumor,Fibromyalgia,Multiple myeloma,Leukemia,Liver cancer,Esophageal cancer,Gallbladder cancer,Gestational trophoblastic disease,Head and neck cancer,Hodgkin lymphoma
Intestinal cancer,Kidney cancer,Hpv,Lung cancer,Melanoma,Mesothelioma,Neuroendocrine tumors,Non-Hodgkin lymphoma,Oral cancer,Breast Cancer, Prostate Cancer, Ovarian cancer,Hepatitis,Skin cancer,Soft tissue sarcoma,Spinal cancer,Adrenal cancer.Bile duct cancer,Bone cancer,Stomach cancer
Testicular cancer,Alzheimer's disease,Chronic Diarrhea,Copd,Parkinson,Als,Adrenocortical carcinoma Infectious mononucleosis. Vaginal cancer,Vulvar cancer,Sinus cancer,Brain cancer,Hiv,Herpes,Colon-Rectal Cancer,Chronic Fatigue.