Tuesday, February 20, 2018

Plans for Summer 2018 and further

Планы и контекст по исследованиям и местам на летний сезон 2018 г.

Body-Mind контакт

навыки
  • научиться меньше думать обо всем и по любому поводу
  • больше доверять ощущениям (подозреваю, что ощущения или интуиция - это на самом деле "логика", которая учитывает больше факторов, так как работает в нескольких областях сознания)
  • больше чувствовать тело
инструменты
  • организовать и пройти нечто вроде випассаны (внятное описание именно этой практики есть тут (осторожная критика тут), а так в разных традициях это может называться отшельничеством, затвором или ещё как-то). Вариант - пройти именно випассану. Причем явно не Подмосковье или ЛенОбласть - а где-то в горах, где мало людей и еда делается из местных продуктов. Опыты с тем чтобы быть несколько дней вне контактов с внешним миром постепенно получаются, но "обрывочно", и "социоголизм" тянет обратно. И есть ощущение, что долгий контакт с собой (месяц?) без внешних потоков информации из цивилизации может сильно обогатить.
  • научиться помнить про дыхание
  • найти и отпустить старые зажимы и блоки в теле и голове, что телесно-ориентированная психотерапия обозначает как мышечный панцирь (по Вильгельму Райху и Александру Лоуэну).
  • вернуться к бегу, продолжить жонглирование и участие в хороводных практиках (тут интересно субъективное исследование Владимира Яковлева - "Возраст счастья" - он приходит к выводу, что на "хорошую бодрость" после 50-90 лет влияют не сколько физически-духовные практики вроде йоги и тай-цзи, а танец и спокойствие)
  • вернуться к потерянному в офисной жизни детскому умению "точно знать", что именно можно есть, когда и в каком количестве (заодно изучить "направление про пророщенные злаки как еда")
  • продолжать занятия с флейтой и с пением.

Упрощение быта

Продолжать опыты с упрощением быта. Первые результаты свёл тут. Тратить мало ресурсов даётся не всегда просто. Текущие финансовые расходы удаётся уменьшить на порядок - волонтёрство, бартер, авто-стоп работают. Но расходы сохраняются, я их покрываю из старых запасов. Постепенно вопрос о том, как обеспечивать и этот минимум становится актуальным. Поэтому теперь важно научиться доставать ресурсы без создания "традиционной энтропии" в виде "офисной работы". Пока постепенно прорастает формат "donation", хотя, думаю, что он не единственный и не самый подходящий.

Строительство

Дом Ланиных. Елизаветино (Московская область)
Знакомство с технологией и опыт жизни в домах по общепринятым  подходам (срубы, "каркасники" с промышленным утеплителем, пено-бетон и кирпич) приводят меня к тому, что всё-таки в альтернативных технологиях (саман и соломенные блоки, купольные дома и т.п.) что-то и есть. Поэтому теперь я ищу постройки и их авторов, где люди постоянно живут хотя бы более 3-5 лет. Пока я был (но не жил) только в доме из сеноблоков в "Холомках", в двух купольных домах в "Милёнках", в саманном доме в станице Баракаевская в Краснодарском крае и знаю про дом из соломенных блоков в Подмосковье (Елизаветино). И подхолмовый дом архитекторов Ланиных тоже Подмосковье. То есть международно-известный дом Саймона в Уэльсе, похоже, не только демонстрационная история (см. видео), но и жилая.

Контакт с природой

За три года сельской жизни я плотно общался с собаками, кошками, козами и коровами. Горные коровы произвели особенное впечатление своей бОльшей самостоятельностью (одушевленностью) и, видимо, интеллектом. Поэтому теперь стал ещё интереснее мир дикой неодомашненной природы. Пока тут два ориентира:
  • учёный-этолог Ясон Бадридзе, который два года прожил в стае волков: интервью за 2010 и 2016 годы. Лекции (2016 и 2017) и фильм.
  • и дельфины - пока нашел посольство дельфинов и «Serene Sea» - научное и экологическое объединение российских исследователей.
Вода - озера и тёплые моря. Только в минувшем году я добрался до длительного плавания в теплом море. Это интересно и хочется продолжать. Сюда же идет способность не мерзнуть в прохладных озёрах.

Растения (лес, огород, сад и околоводная флора). Начинался у меня этот интерес с вопросов "Как выращивать вкусные помидоры?" и "Почему лесная малина вкуснее садовой?". Ответы всё ещё в стадии проработки и ощущений. Тексты из учебников и работы Фукуока, Хольцера, Фолкнера и Курдюмова что-то помогают "уловить", но складывается впечатление, что ответы не конечны и не дискретны, как и сама природа. А еще есть книга"The Hidden Life of Trees: What They Feel, How They Communicate", Peter Wohlleben 2015. Есть и не-книги, а "памятники" древнего лесо-сада: черкесские сады (1,2), чаиры крымских татар и реликтовый орехо-плодовый лес Арсланбоб в Киргизии. И, похоже, что биодинамика по Штайнеру тоже не так эзотерична, как может показаться. А словосочетание "нейробиология растений" обретает смысл. Я продолжаю искать ответы, и, похоже, тут важен сам процесс этого поиска.

 

Школьная программа

У меня пятерки по физике, и я легко могу готовить на сдачу ОГЭ и ЕГЭ, но на самом деле мало, что понимаю про физику. Информатику и программирование могу давать без учебников. За минувшие три года я вёл частным (надомным) образом английский, математику, физику и информатику. Возраст - от первого до 10 класса. Английский ещё и для взрослых.

Самые интересные опыты были, когда родители не заказывали конкретный предмет и начиная с физики или информатики мы детьми уходили в рамках одного занятия в математику, лингвистику и историю.
Тогда мне стало ясно, что школьная программа - это самом деле минимум, который легко усвоить и перевести в регулярное использование - а трудности с освоением и "выветривание из головы" связаны в основном в том, что потерялись
  •  связи как внутри дисциплин, 
  •  так и между ними,
  •  а набор знаний оторвался от повседневности.
Поэтому я "впал" в задавание детских вопросов вроде "Что такое творог?", "Почему трава зелёная?", "Почему луна называется "луна", а солнце - "солнце"?" Каждый ответ требует отдельного исследования, в котором знания из разных предметов наконец-то склеиваются в одну связку.

 

Картина мира

Обосноваться и жить на земле - это существенно больший уровень оседлости, чем жизнь и работа в городе. Я уже достаточно часто встречаю переселенцев, которые, построив дом (и даже очень частично) освоив землю, спустя несколько лет начинают смотреть по сторонам в поисках других соседей, климата, инфраструктур и т.п. или даже переселяются на новое место.

Сейчас сельская среда (в России и СНГ) начинает меняться значительно быстрее чем ещё 20-30 лет назад. Поэтому, найдя тихое спокойное место, где замечательные соседи и глушь-глушь, лет через 10 можно обнаружить, что вокруг вырос если не "луна-парк с блек-джеком", то, как минимум, "дисней-ленд" про народные традиции с хороводами и табунами волонтёров со всех концов земли, которые хотят сажать пермакультурный укроп, а в пяти километрах оборудован горнолыжный склон. И всё потому, что на таких "гостевых потоках" соседям зарабатывать проще, чем даже в "работая Интернете".

На фоне большого скачка в развитии альтернативных источников энергии (см. свежий обзор Дмитрия Ватолина) и появления пассажирских квадракоптеров любые "медвежьи углы" и прочие "края света" резко теряют в своей труднодоступности. А если учесть, что лет через пять маргинальное движение на землю "сектантов" и айтишников станет массовым хайпом, с теле-сериалами про как "классно жить в поселении"...

Язык и "интонации" масс-видео уже меняются от "эти странные люди" до "в этом, пожалуй, что-то есть". См. материал НТВ (поселение "Чистое небо" и проект "Болотов.Дача") и документальный фильм Алексея Михалёва "Отчужденное счастье" (канал "Россия-24" ~ 30 минут) исключительно о "Чистом небе", в котором я провёл почти год.

А иметь свой огородик как у Джимми Оливера или уютный заводик по производству крафтового кирпича станет таким же must have как сейчас принимать друзей в собственном баре или кафе про детей или книги, то вместо сельского спокойствия можно получить постоянные делегации очередной "мега-волны" переселяющихся, резкий рост цен на всё и вся и потерю долгосрочных контекстов существования.

Есть надежда, что может сгладить этот хайп рост популярности жизни в малых городах - тут и возможность вести привычный комфортный городской быт, причём с пониженным темпом и всё той же фермерской продукцией из соседних хозяйств, но по ценам ниже столичных.

То есть выбор места становится ещё более важной и трудной задачей, чем может показаться изначально (и это без учёта еще "чёрных лебедей" и сингулярности с её адептами и искусственным интеллектом). Тут же важна идея жизни на земле - почему и зачем?

Места и мероприятия

  • Июнь-июль: Ладога. Фестиваль "Открытие" (хотя по последним данным самого фестиваля не будет, есть надежда хотя бы на палаточный лагерь). Возможно, случится совмещенная с инфраструктурой фестиваля история про NerdCamp. Тут учиться и делиться открытиями. 
  • В августе (11-12-ое) в Выборге будет "Кукушка" - фестиваль русской и финской культуры (в основном - музыка).
  • Вторая половина августа (16-19-ое): VII Фестиваль Экотехнологий. РП "Милёнки" Калужская область. Туда за обменом знаниями и наблюдениями.
  • Возможно, но не уверен - "протопоселение" в Архангельскойобласти. деревня Верхний Березник, Устьянский район. Насколько я понимаю, сейчас место живёт в формате выездных школ, семинаров и прочих мероприятий и связано с именем Антонины Кулясовой. Антонина - один из ключевых исследователей эко-поселенческих движений.
  • Есть ощущение, что Карелия ещё не полностью изведана. Тут пока только гипотезы. Возможно, окрестности Олонецкого района.
  • Конец августа или начало сентября, возможно, Себежский район Псковской - "Чистое небо".
  • Грузия и Армения всё ещё не изучены. Наводок пока мало. В Армении есть высокогорное село русских молокан Фиолетово. Это интересно в плане исторического опыта жизни на земле. 
  • Тоже не очевидно, но интересно: экопоселения в Скандинавии (в прошлом году основная конференция была в Швеции) и UK (Findhorn и Tinker's Bubble).
  • Семинары про "горожан в сельской местности" - это про поделиться наблюдениями. Готов рассказывать в Москве и Петербурге. Список уже состоявшихся семинаров есть в конце этого поста. Сам организовывать не хочу,  поэтому приглашайте.

Thursday, February 15, 2018

Happiness to Bring Back

Спокойные дети
За три года своей жизни в семьях, которые обосновались в сельской местности, я обнаружил, что дети в этих семьях в большинстве случаев спокойнее, чем дети растущие в городе (речь о Петербурге и даже про очень тихих и уравновешенных городских родителей). Кроме спокойствия есть и ещё что-то, что я пока не могу ухватить и сформулировать. Это наблюдение можно списать на недостаточность статистики или на то, что на природе кто угодно ведёт себя спокойнее - ритм медленнее, внешних ускорителей-раздражителей меньше и т.п. Однако ощущения, что причин детского спокойствия больше, подтвердились, когда я добрался домашних библиотек в нескольких поселенческих семьях. 

Вот несколько фрагментов, которые "склеивают" мои наблюдения в общую картину. На выведение теории или даже гипотезы я не претендую - выборка семей у меня специфическая (отягощены высшим образованием и/или другими формами попыток осмысленной жизни), так что это всё скорее из разряда case studies.

Из первобытности. Труд - не труд, отдых - не отдых
Основу для "фрагментов" я нашел в книге Жан Ледлофф (Jean Liedloff) 'The Continuum Concept'. Оригинал вышел в 1975 году, а на русский её перевели в 2014-м озаглавив "Как вырастить ребёнка счастливым", что оригинальной идее книги не вполне соответствует. На протяжении нескольких лет автор жила в племени индейцев Икуана (Ye'kuana) на территории Венесуэлы. Ледлофф описывает в частности, что в этом обществе нет понятий "работа" и "отдых". Есть обозначения только для конкретных видов деятельности. Для людей икуана нет скучных и тяжёлых видов деятельности - к любой трудной или нудной работе в понимании цивилизованного человека они относятся как к игре, как к чему-то интересному. А если какой-то труд начинает надоедать, то они перестают им заниматься на некоторое время.

Количество внимания и уважения
С одной стороны, икуана гораздо меньше, чем в современном обществе выделяют времени и внимания своим детям. С другой - с гораздо большим уважением относятся к их собственной воле и потребностям, удовлетворяя просьбы детей и не навязывая своё мнение и представления о том, как ребёнку должно быть.

Фото сделано Dichenedu Ye'kwana.
Раннее обучение через наблюдение
Ещё один фактор - до того как дети икуана начинают ходить самостоятельно, они постоянно находятся "верхом на взрослых". Первые месяцы на руках матери, позднее это могут быть спины других родственников, старших братьев и сестёр. Взрослые занимаются своими делами специально не отвлекаясь на детей, а дети получают чувство безопасности и спокойствия от телесного контакта и содержательное "кино" о том, чем живут старшие. Их позиция наблюдателя - примерно на уровне глаз взрослого - то есть картины наиболее содержательные. Дети заняты наблюдением того, как устроена жизнь семьи и соседей - то есть  учатся. От взрослых требуется только позиция "переносчика".

Поселенцы, знакомые с исследованием Ледлофф, сознательно и "на автопилоте" воспроизводят подобное икуана-поведение в контексте своих условий. Особенно популярны слинги и тому подобные "переноски" для детей.
О критическом взгляде: я пробовал найти актуальную информацию о племени. Видно, что они по прежнему существуют. Но внятных материалов я не нашёл - поиском и обработкой материала нужно пару дней заниматься. Автор фото - выходец из племени. Теперь он водит туристов в свои родные края. А тут можно послушать их музыку.

О важности процесса рождения и днях перед родами и после них
Современная психология дошла до утверждения, что то как именно (насколько трудно и болезненно) человек рождается, сильно влияет на всю его последующую жизнь. Физические и эмоциональные переживания полученные в этот период отпечатываются в теле и психике. Станислав Гроф на основе своей психотерапевтической практики ввёл в обиход модель (правда, весьма спорную) о состояниях психики до и во время рождения: базовые перинатальные матрицы (БПМ).

Сторонники естественных родов своей практикой подтверждают, что технологизированные и медикаментозные подходы применяемые в родильных домах, как правило, выстроены так, чтобы было удобно и безопасно сотрудникам учреждения, а не матери и ребёнку. На мировом уровне вопрос о возвращении главенства в процессе родов матери поднял Мишель Оден, хирург, постепенно переквалифицировавшийся в акушера. Его книга «Возрожденные роды» впервые вышла в 1984 году во Франции.

А в 2002 году он опубликовал «Фермер и акушер» (The Farmer and The Obstetrician) - исторический экскурс о том, как индустриальный подход к сельскому хозяйству и родам привели к пагубным для земли и человечества последствиям. Думаю, что как только появится русскоязычное издание, в ряду российских переселенцев прибавится ещё некоторое количество семей.

В России традиция естественных родов (а в период СССР "негосударственных") связана с именем Игоря Чарковского. Чарковский также известен как основоположник водных родов. Истории связанные с его деятельностью я читал в самиздатовских сборниках Аква-1 и Аква-2. В частности, есть рассказы о родах с дельфинами. Интернет о Чарковском "отзывается"  неоднозначно, поэтому буду благодарен за наводки на тех, кто имел с ним совместный опыт.

Длительное грудное вскармливание и минимум подгузников
Женщинам в поселениях нет нужды ходить-ездить на работу. Дети постоянно рядом с родителями. Поэтому вопрос о том, что кормление грудью может быть в каких-то ситуациях неудобно, не стоит в принципе.

В поселении, расположенном в теплом климате, я обнаружил, что родители умеют обходится без подгузников. Теперь чтобы научиться этому забытому навыку тоже нужна книга. В домашней библиотеке поселенцев я обнаружил "Жизнь без подгузников!" Ингрид Бауэр. В России книга вышла в 2009.

Итого 
Спокойствие и самодостаточность детей переселенцев складывается не только и не столько от:

1. природного окружения (среда спокойная, а энергию детского роста расходовать обычно проще чем в квартирно-городских условиях),
а даже в большей степени, от:
2. отсутствия стрессов в первые годы жизни (домашние роды, постоянный  физический и эмоциональный контакт с матерью, длительный период грудного вскармливания и "жизнь без подгузников").
3. И, думаю, влияет уровень самосознания родителей в отношениях с ребёнком после трёх лет, когда ему предоставляется больше возможностей быть собой, а не следовать ожиданиям взрослых (по этой части на полках переселенцев обычно есть "Общаться с ребёнком. Как?") Юлии Борисовны Гиппенрейтер.
4. И само собой спокойствие и самодостаточность родителей вносит, возможно, решающий вклад в соответствующее состояние детей.
Да что там детей - такое и с приёмными взрослыми козами случается - буйная коза, взятая у местных, спустя пару месяцев жизни в хозяйстве у спокойных переселенцев становится покладистой и "вообще адекватной"). О таком внутреннем равновесии, и о том как оно проявляется на его детей пишет Сергей Перминов (поселение "Чистое небо").

Комментарии
  • Конечно, и в сельской местности есть семьи скорее с "городским укладом" (например, сидящие долго в доме за компьютером) и наоборот семьи, живущие в городе, но которые смогли так организовать свой быт, что по многим признакам, они скорее "переселенцы" чем "горожане". Поэтому я, скорее, говорю про набор жизненных практик, чем фактическое место обитания.
  • Переселенцы, с которыми я в основном общаюсь, живут включено в общемировой контекст. Их формат - это такая "обратная дача", где пребывание в городе и/или путешествия (включая Европу и Азию) - это 1-3 месяца в году, а остальное время на земле. И детей к бабушкам отправляют не в деревню, а наоборот - в город. Это люди в ладу с собой и с обществом. См. например, тексты Анны Фениной-Жуковой (поселение "Благодарное") про "дружбу с системой" и про путешествия.